Итальянский темперамент и музыка

19 декабря на кафедре оркестрового дирижирования при содействии Некоммерческого фонда «Развития и поддержки Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского» прошёл мастер-класс с одним из самых выдающихся музыкантов современности – Фабио Мастранджело. Его имя известно на Урале: с 2007 по 2009 годы он был главным приглашённым дирижёром Екатеринбургского театра оперы и балета, а в сезоне 2009/2010 занимал пост главного дирижёра театра. С тех пор музыканты нашего города любят маэстро и очарованы его темпераментом. И вот, накануне концерта в Свердловской филармонии, опытный мастер провёл занятия со своими начинающими коллегами. Это мероприятие было запланировано ещё летом этого года, когда прославленный дирижёр выступил с нашим симфоническим оркестром на фестивале «ТРЕМОЛО» в Тольятти.

Первым продемонстрировал своё умение управлять оркестром студент 3 курса Владимир Пискунов. Под его управлением прозвучали Симфонические танцы С. В. Рахманинова (1-я часть). Первое, на что обратил внимание Фабио – это начальный характер исполнения. Владимир не растерялся и тут же ответил, что с итальянского Non allegro переводится «не весело» и соответственно сам сформулировал первое замечание. «Не стоит улыбаться, даже если на первый взгляд вам кажется, что звучит какая-то светлая тема. Русская музыка более «брутальна», чем европейская».

Далее дирижёр поставил непростую задачу перед молодым музыкантом – прочувствовать всю глубину и психологизм каждой части исполняемого сочинения. «Задача дирижёра не в функции метронома. Вспомни, кем был Сергей Васильевич Рахманинов? Он был шикарным пианистом и мог играть с большим количеством rubato».

«Прислушайся, в лирической средней части Lento так и сквозит религиозность его музыки, она словно имитирует церковный распев, и эта духовность требует минимум жестов. Дирижёр создаёт атмосферу».

«Представь, что музыка не написана когда-то, а ты её творишь именно в этот момент своими руками».

«Музыка – язык природы, но для каждого он значит что-то своё. Не надо копировать известных мэтров. Например, Юрий Иванович Симонов дирижировал так, что у него были самые медленные «Танцы» в мире».

«А вот ещё одно спокойное место – место твоей молитвы. И пока музыканты играют эту простую, медленную музыку, где ничего особенного не надо показывать, ты должен молиться: «Пусть так и дальше всё идет!» – шутит дирижёр.

Следующий студент Антон Шниткин (1 курс) исполнил 3 часть Симфонии №5 Л. В. Бетховена. И снова у Фабио возник вопрос относительно темпа. Но на сей раз маэстро иронизировал насчёт указания редакторов «четверть равна 96». «Почему не следуете чётко метроному и не выдерживаете темп? Вы думаете, что композитор был беден и имел сломанный метроном?» – снова разряжает серьёзную обстановку мастер. – Что у нас известного написано на метроном 96?»

«Если ты будешь всё показывать своим музыкантам, то станешь диктатором! Им нужно давать свободу. Создавай ауру творчества».

«В этой части явно есть танцевальный ритм. И тебе нужно его слышать и чувствовать внутри. Но не надо самому плясать как некоторые (тут Фабио сам пританцовывает)».

В завершение за пульт встал преподаватель кафедры оркестрового дирижирования, а также художественный руководитель и дирижер симфонического оркестра УГК Андрей Алексеевич Колясников. Под его началом прозвучала 2 часть Симфонических танцев С. В. Рахманинова. Здесь в очередной раз Ф. Мастранджело продемонстрировал потрясающее знание партитуры и чувство музыки. Часто напевая мелодию основной партии, он показывал характер исполнения и ритм, и это выходило за рамки только что звучавшего фрагмента, то есть он продолжал по памяти. Все его подсказки словно давали ключ к пониманию замысла композитора. Вдруг в музыке слышались и стук кастаньет, и сумасшедший вальс. Фабио вновь прервал дирижёра: «В этом фактурно практически пустом эпизоде ты словно физически должен вести-толкать музыкантов в оркестре вперёд. А здесь Рахманинов начинает с динамики mf, что значит «Мастранджело Фабио», понимаешь?» «Вот пошло meno mosso и тут, к сожалению, рояли не могут вибрировать как струнные, но это надо представлять». «Жест дирижёра не должен быть вертикален, особенно на тех музыкальных участках, где автор делает указание cantabile». «Не готовь ни слушателей, ни оркестрантов к следующему эпизоду, пусть они тоже будут вновь и вновь удивлены. Это твоё оружие и его не надо афишировать за несколько тактов вперёд».

Итальянский темперамент объясняет многое. Композитор и пианист Фабрицио Патерлини совсем не похож на модных немецких или скандинавских музыкантов-неоклассиков новой волны. Их патентованному минимализму, аскезе и сдержанности он приводит крайний аргумент: пышные, чувственные, трогательные мелодии, в которых больше от музыки эпохи романтизма (Шопен, Бизе, Шуберт), чем от тенденций дня сегодняшнего. Итальянец признается, что любит давать своей музыке дышать, оставляя пространство между нотами и звуками, а искусство вычитания и сокращения находит не менее важным, чем искусство сочинения мелодий.

Подробнее о композиторе в альманахе

Игорь Хабаров (Igor Khabarov)

Отрицая любые попытки использования аудиоаппаратуры и синтезированного звука, Игорь Хабаров является строгим адептом акустики и выжимает максимум возможностей из фортепиано. Благодаря образованию инженера и математическому складу ума он выработал собственный творческий подход, основанный на синергии точных закономерностей музыкальной гармонии и свободного полета композиторской мысли. С помощью минимального набора музыкальных средств Игорь пытается выразить глубину и богатство внутреннего мира человека. Он ищет вдохновение в природе, реках, озерах, морях и пейзажах родного Петербурга — музыка композитора наполнена легкой тоской, что порой свойственно и его родному пасмурному городу.

Подробнее о композиторе в альманахе

Юп Бевинг (Joep Beving)

Юп подходит к процессу сочинения с глубиной, присущей философам. В музыке он видит универсальный язык коммуникации, спасение в современном неспокойном мире. Обозреватели причисляют Бевинга к последователям Филипа Гласса. Бевинг же признает, что вдохновляется его работами, но собственную музыку находит куда более простой: «Мои альбомы – это по сути своей лаунж. Музыка для расслабления, созерцания, покоя. И не более того».

Подробнее о композиторе в альманахе

Жюльен Маршал (Julien Marchal)

Важная особенность произведений Жюльена Маршала лежит в области звуковой инженерии. Работая в студии, Жюльен расставляет микрофоны намеренно близко к пианино, стараясь передать на записи «вселенную инструмента». В его фортепианных этюдах можно расслышать скрип педали, деревянного паркета под инструментом, дыхание человека и тихий бой пианинных молоточков.

Подробнее о композиторе в альманахе

Алекс Козоболис (Alex Kozobolis)

Пианист-самоучка, открывший для себя инструмент во время работы в благотворительном центре при церкви на Юге Лондона, по ночам, после рабочей смены садился за старый, потертый инструмент и просто играл первое, что приходило в голову. После долгих ночей практик Алекс нащупал собственный творческий почерк – необычайно красивые, трогательные, небрежно сыгранные короткие зарисовки на пианино, в которых опытный слушатель сразу рассмотрел природный композиторский талант Алекса.

Подробнее о композиторе в альманахе

Даиго Ханада (Daigo Hanada)

Даиго пишет легкие, полуимпровизационные зарисовки на пианино с едва заметной электронной обработкой. В ее музыке органично сочетаются фирменная японская игривость (резкие смены такта, быстрые переливы на высоких нотах) и патентованная европейская меланхолия (гулкий эмбиент, протяжные партии виолончели и аллюзии на романтиков, таких как Людовико Эйнауди и Ян Тирсен).

Подробнее о композиторе в альманахе

Карлос Сипа (Carlos Cipa)

Карлос никогда не разделял всеобщего увлечения немецких композиторов скрещиванием классической и электронной музыки. Он выступает за чистое, акустическое звучание. Чипа построил в подвале своего дома крошечную студию, где экспериментирует с экзотическими инструментами, в числе которых тростниковый орган, цимбалы, деревянные перкуссии. Исконная природа звука увлекает его больше, чем программирование.

Подробнее о композиторе в альманахе

Оскар Шустер (Oskar Schuster)

Оскар – мастер простых, легких, запоминающихся мелодий, вокруг которых он создает атмосферу сказки и праздника. В музыке Шустера множество интересных, необычных звуков, словно из выдуманного мира Амели: треск радиоприемника, звон детской музыкальной шкатулки, стук старой печатной машинки. Вместе с этим калейдоскопом звуков в воображении сразу оживают милые сердцу яркие образы и воспоминания из детства.

Подробнее о композиторе в альманахе

Люк Говард (Luke Howard)

Композитор, пианист и… писатель Люк Говард – главная звезда современной неоклассической сцены Зеленого континента. Он отвечает за изысканные, хрупкие, атмосферные эмбиент-ландшафты, в которых, как в тумане, утопают размеренные мелодии на пианино, короткие фразы трубы и контрабаса. Сольные работы Люка Говарда можно сравнить с культовым совместным альбомом “The Pearl” (1981) пионеров эмбиента Харольда Бадда и Брайана Ино.

Подробнее о композиторе в альманахе

Оулавюр Арналдс (Ólafur Arnalds)

Застенчивый исландец Оулавюр Арналдс многим мэтрам во внуки годится, а уже успел заслужить статус признанного неоклассика. Лауреат премии BAFTA, резидент лейбла Erased Tapes записал несколько авторских альбомов, сопровождение к авангардному балету, активно сотрудничает с режиссерами независимого кино. Хрупкие, атмосферные мелодии композитора украшают и такие кассовые фильмы, как «Родственнички», «Заложница 3», «Голодные игры». Арналдс – поклонник Шопена, обреченный романтик, мастер по части мерцающих, кротких мелодий для пианино, которые неизменно сопровождают струнные и ювелирной тонкости электронные пассажи. Свое звучание он обогащает постепенно, от альбома к альбому добавляя лишь несколько новых красок.

В этом году старейшая на Юге России Таганрогская детская музыкальная школа (ТДМШ) имени П.И. Чайковского отмечает 135-летие: изначально она носила название музыкальных классов, их в 1887 году основал Вячеслав Иванович Сук, симфонический дирижер и композитор чешского происхождения.

А на этой неделе таганрогские музыкальные педагоги чтят память еще одного директора своего учебного заведения, Валериана Гаэтановича Молла.

Валериан Молла родился в Таганроге 13 (по новому стилю – 25) сентября 1872 года. Его отец, итальянский дирижер и хормейстер Гаэтано Молла, приехал в наш город в 1870 году с итальянской оперной труппой, здесь влюбился, женился, стал таганрожцем и внес огромный вклад в развитие местной музыкальной культуры.

Валериан Молла, сын музыкантов, рано проявил способности к искусству. Начатое в родном городе музыкальное образование продолжил в северной столице: закончил Петербургскую консерваторию по классу фортепиано и теории композиции (учился у Римского-Корсакова), прошел курс дирижирования.

В 1894 году, после смерти отца, вернулся в Таганрог. В 1897 году, через 10 лет после открытия музыкальных классов, был назначен их директором. Возглавил также городское Артистическое общество. Продолжал деятельность своего отца в качестве дирижера симфонического оркестра, дававшего концерты в городском саду…

В ней автор, в частности, пишет: «В своей книге «Годы учения» композитор С.М. Майкапар вспоминает:

«Гаэтано Молла был человек, безусловно, талантливый и незаурядный. Горячий итальянский темперамент, неиссякаемая энергия и работоспособность, разносторонняя музыкальная деятельность, притом еще и большая склонность к активному участию в общественной жизни нашего городка, — все это в короткое время привело к тому, что имя его и личность стали в городе чрезвычайно популярными.

До конца своей жизни он работал с раннего утра до поздней ночи. Днем, а иногда вечером давал он уроки, обучая игре на фортепиано и пению, репетировал с хором и оркестром, ставил оперы, организовывал ежегодно по нескольку концертов в пользу нуждающихся учеников и учениц.

Самым трогательным, однако, было то, что, никогда не обладая большими средствами и всю жизнь едва сводя концы с концами, он занимался у себя на дому бесплатно с певцами и певицами, не имевшими средств оплачивать уроки. Совершенно исключительная любовь к музыке и преданность своему делу проходили через всю кипучую деятельность неутомимого труженика».

Таким же неутомимым человеком оказался его сын Валериан…

После Великой Октябрьской социалистической революции В.Г. Молла посвятил свою деятельность трудовому народу. При его активном участии в 1920 году в нашем городе были открыты курсы музыки и пения. Они стали базой для организации в 1923 году государственного музыкального техникума имени А.К. Глазунова, просуществовавшего до 1930 года…

Кроме того, он был композитором, автором ряда романсов на стихи русских поэтов, пьес для симфонического оркестра. Большим успехом пользовались его «Ворошиловский марш», посвященный Красной Армии, и увертюра памяти Ф. Шуберта…»

В 1931 году музыкант был арестован. Ему был инкриминирован шпионаж в пользу Италии. После досрочного освобождения вернулся в Таганрог, возобновил свою деятельность, но силы были подорваны… Этот мир он оставил 14 декабря 1938 года.

Марианна, внучка Валериана Молла, дочь Валентины Валериановны, вышла замуж за талантливого художника, яркого представителя советского авангарда Михаила Кулакова, работы которого входят в коллекции известных музеев мира, в том числе и Таганрогского художественного музея.

В 2012 году в рамках мероприятий, посвященных 125-летию со дня основания музыкальной школы им. П.И. Чайковского, состоялось открытие мемориальной доски на стене школьного здания (пер. Украинский, 8) основоположникам музыкального образования в Таганроге Гаэтано и Валериану Молла. В церемонии участвовала приехавшая из Италии, из местечка Таганрог, расположенного в Умбрии, Марианна Молла-Кулакова. Она сердечно поблагодарила таганрожцев за сохранение памяти о её выдающихся предках.

23 сентября представители ТДМШ им. П.И. Чайковского побывали на Старом кладбище и посетили могилу Валериана и Молла.

Актуальные новости города и области смотрите в нашем ТГ-канале и в соцсетях «Вконтакте» и «Одноклассники».

Музыка воздействует впрямую на эмоции человека, то есть соприкасается с той областью психики, которая и определяется врожденным темпераментом. А интересно, какая музыка нравилась бы мушкетерам (если бы им, разумеется, довелось слушать музыку между героическими деяниями)?

Как музыкальные пристрастия человека отражают его темперамент?

Любимая книга многих поколений «Три мушкетера» может служить и бесплатным пособием по человеческим темпераментам. Литературоведы считают, что секрет успеха этого великого произведения именно в том, что каждый читатель находит в нем положительного героя с подходящим ему темпераментом. Холерикам понятен д’Артаньян, флегматикам импонирует Атос, меланхолики берут пример с Арамиса, а сангвиникам нравится Портос.

А интересно, какая музыка нравилась бы мушкетерам (если бы им, разумеется, довелось слушать музыку между героическими деяниями)?

Психотипы

Музыка воздействует впрямую на эмоции человека, то есть соприкасается с той областью психики, которая и определяется врожденным темпераментом. Получается, что музыка мушкетерам должна была бы нравиться разная. Потому что для холерика главная эмоция – это гнев, для флегматика – спокойствие. Меланхолик чаще всего печален, а сангвиник характерен, прежде всего, своей стабильностью.

Этим четырем психотипам можно поставить в соответствие типы музыкальных произведений, отобранных по темпу и окраске музыки. Медленная и минорная музыка вызывает печаль, она по вкусу меланхолику. Быстрая, но минорная музыка моделирует гнев, она подходит холерику. Медленная мажорная мелодия приносит в душу расслабленность и покой, эта музыка для флегматиков. И, наконец, быстрая мажорная мелодия, вызывающая возбуждение и радость, предназначена сангвиникам. То есть, говоря современным языком, музыка сама формирует для себя «целевую аудиторию».

Эмоции и музыка

Эта тема могла бы быть просто развлекательной, если бы музыка не формировала эмоциональный мир молодых людей. Собственно говоря, для того и существуют в школе уроки музыки, чтобы развивать любовь к музыкальному творчеству и обогащать эмоциональную жизнь. Что же касается людей музыкально одаренных, то для них подбор репертуара в соответствии с их психотипом может иметь решающее значение в становлении молодого музыканта. Это совсем не значит, что меланхолику противопоказано любая музыка, кроме марша Шопена, но он, наверняка, сыграет его лучше, чем заведомый холерик или сангвиник. Но ни одна программа музыкального обучения не дает рекомендаций такого рода.

А ведь этим вопросом интересовались еще философы древности. Например, всем известный своими штанами Пифагор, был, пожалуй, первым в истории человечества теоретиком музыки. Открытия в области акустики привели его к понятию знаменитой «музыки сфер», которой, по его мнению, подчиняется все мироздание. Он пытался вызвать у людей определенные эмоции, имитируя звуки живой природы и человеческой деятельности.

В средние века существовала теория аффектов, весьма подробно рассматривавшая все аспекты воздействия на людей музыки с разным темпом, ритмом, разной эмоциональной окраски.

Современные теории не дают однозначного ответа на вопрос о непосредственной связи эмоций с музыкой. Дело обстоит гораздо сложнее, чем представлялось Пифагору или средневековым схоластам. Проведенные в этой сфере серьезные эксперименты показывают, что жесткой связи между ними нет. Оказалось невозможным просто запрограммировать человека на определенные действия при помощи музыки. Можно, разумеется, вызвать у него сильные эмоции определенного направления, но гарантировать, что действия будут соответствовать этим эмоциям – нельзя.

Музыка и психология

С формированием эмоций, соответствующих психотипу, музыка справляется прекрасно. И это ее свойство нашло новую сферу применения в современном маркетинге. Как известно, реклама товара всегда должна адресоваться к определенному кругу людей, а не быть предназначенной для всех. Часто бывает необходимо обратиться к людям с определенным темпераментом, например, при рекламировании спорттоваров. Выделить такую группу из толпы на подсознательном уровне помогает музыка определенной эмоциональной окраски. В данном случае, такие товары должны быть интересны жизнерадостным сангвиникам, значит, музыка, сопровождающая рекламные обращения, должна быть быстрой и мажорной. Флегматики, холерики и меланхолики пропустят ее мимо ушей, но сангвиники вполне могут пойти на звук и купить что-нибудь. Так теоретические вопросы музыкального восприятия находят свое отражение в современных реалиях.

Субботний вечер 2 ноября может стать незабываемым и потрясающим по своим впечатлениям для тех барнаульцев и гостей краевой столицы, которые проведут его в концертном зале филармонии. Впервые в Барнауле – беспрецедентный международный проект, в котором удивительно сочетаются итальянский темперамент вокалиста Boris Savoldelli и русский драйв рязанского коллектива Feelin’s.
«ЕсенинJazz» – это не просто эклектика – это настоящий сплав: джаза, блюза, фанка и соул-музыки. Стихи любимого поэта звучат на трёх языках – итальянском, английском и русском! Чудесным образом в одном концерте сочетаются и лирика русской души, и неуемный джазовый колорит. А еще – энергичная импровизация и единение традиционного и современного! Все вкусы музыки в одном флаконе. Но именно вкусы! И в этом пришедшие на концерт смогут убедиться сами.
Итальянский певец, виртуозно владеющий своим голосом и обладающий способностью переключаться с лирической ноты на эксцентрику, и российский драйвовый инструментальный квартет: Геннадий Филин – фортепиано, Сергей Долгишев – саксофон, Вячеслав Сергеев – барабаны, Константин Панкратов – бас – завоевали публику многих городов мира. На концерте в ГФАК прозвучат и песни на стихи Сергея Есенина, и импровизации хорошо знакомых мировых хитов. Подарок зрителям от лучшего джазового певца Италии (по мнению музыкальных изданий) Бориса Саволделли – вокальные композиции а капелла, наш гость мастерски импровизирует с электронными процессорами, создавая изумительное многоголосие.
Еще один сюрприз для барнаульских слушателей – богатая на импровизации авторская музыка «Feelin’s».
Российско-итальянский музыкальный коктейль может дать хороший заряд энергии на предстоящие праздничные дни: в связи с Днем единства России россиян ждут трехдневные выходные.
Начало концерта в 17.00. Не пропустите!

————————
«Musica del’anima» (Музыка души) — это концерт, в который вошли шедевры итальянской музыки в современном звучании.

На сцене Кингисеппского Дворца Культуры выступит один из самых романтичных исполнителей итальянской музыки, который при поддержке Robertino Loretti смог воплотить задуманное в жизнь, объединив вокруг себя людей, по-настоящему любящих Италию и ее музыку.
В авторских аранжировках артиста прозвучат любимые и узнаваемые песни: «Caruso», «O sole mio», «Volare», «Il mondo» и другие. Каждая песня имеет сценическое воплощение сюжета и истории, что в полной мере дает возможность зрителю погрузиться в атмосферу Италии.
Уникальная постановка удивит зрителей оригинальными звуковым и световым решениями, видео инсталляциями и декорациями. Но главное – это два часа живого, чувственного голоса ILLIO и лучших музыкальных произведений.

ILLIO — артист в самом широком смысле этого слова. Его голос – симбиоз эстрадной и академической школ пения, что даёт широкий спектр возможностей и придаёт особый колорит его звучанию. «Итальянский» темперамент ILLIO раскрылся в ролях Меркуцио в мюзикле «Ромео и Джульетта» и Сальери в рок-опере «Моцарт». А предложение главной роли мафиози Марчелло в мюзикле «Однажды в Италии» в легендарном Петербургском Мюзик-холле стало знаковым в карьере талантливого артиста.

«Музыка- это некий канал, линия связи человека с эмоциональным миром, где чувства превыше всего» (ILLIO)