Как снимали итальянцев в россии

Этого фильма могло не быть, если бы Эльдар Рязанов не увидел легендарную комедию «Этот безумный, безумный, безумный, безумный мир». Но все сложилось так, что в конце 1973 года худсовет одобрил «Невероятные приключения итальянцев в России»…

Мировая премьера любимого миллионами телезрителей кинофильма режиссера Эльдара Рязанова «Невероятные приключения итальянцев в России» состоялась 31 января 1974 года.

В картине, по сюжету которой искатели сокровищ мчатся в Петербурге за заветным кладом, одну из главных ролей исполнил город на Неве. Именно здесь герои в поисках драгоценностей перекапывают землю под каждым львом, коих в Северной столице множество.

Финансовые обязательства стали причиной появления на свет кинофильма со смешанным составом итальянских и советских актеров. Еще в 1970 году создавался советско-итальянский фильм «Ватерлоо». Зарубежные партнеры задолжали «Ленфильму» крупную сумму. Тогда советские киноделы захотели поставить ленту по сценарию Эльдара Рязанова и Эмиля Брагинского. Итальянцы отвергли текст, предложив свой вариант. Он не понравился уже в СССР.

Долгие споры привели к тому, что сценарий был написан совместными усилиями обеих сторон. Так появилась на свет лента приключенческой комедии с погонями, взрывами и трюками, навеянная фильмом Стэнли Крамера «Этот безумный, безумный, безумный, безумный мир».

Эльдар Рязанов вновь появился в своём фильме в эпизоде. На этот раз он взял роль доктора, которому пришлось освобождать застрявшего в иллюминаторе самолета мафиози Розарио, исполненного итальянским актером Тано Чимарозой. Герой зарубежного артиста был покрыт ледяным «панцирем».

Главная роль милиционера Андрея Васильева досталась блистательному актеру Андрею Миронову. Однако на неё претендовал и другой любимец советской публики — Иннокентий Смоктуновский. Впрочем, режиссер Рязанов отстаивал именно кандидатуру Миронова. В частности, он указал на то, что в форме Смоктуновский выглядит чересчур серьезно.

Для актрисы Антонии Сантили роль внучки русской актрисы-балерины Ольги в «Невероятных приключениях итальянцев в России» стала последней в карьере. Любопытно, что артистка отказалась от съемок в криминальной драме «Серпико» с Аль Пачино, чтобы принять участие в работе над «Итальянцами».

Антония после премьеры кинофильма вышла замуж за состоятельного человека и стала вести закрытую жизнь.

Роль санитара Антонио в «Итальянцах» исполнил Алигьеро Носкозе. На родине он заработал славу, блестяще пародируя звезд и политиков. Существуют сведения, что он помогал главам масонской ложи «П-2», готовившим в 1970-х государственный переворот. Артист занимался тем, что звонил общественным деятелям и разговаривал с ними голосами политиков.

Носкезе в 1979 году загремел в клинику с сильнейшей депрессией. От неё он избавиться уже не смог и покончил с собой 3 декабря.

Над картиной работал советский художник-декоратор Михаил Богданов. Для эффектной сцены взрыва бензоколонки он решил построить макет АЗС — настоящую никто уничтожить бы не дал. Декорация оказалась настолько правдоподобная, что советские автомобилисты заезжали на неё заправиться.

Одним из главных действующих персонажей, согласно тексту сценария, изначально задумывался живой лев. Зверя нашли в семье архитектора Льва Берберова, чья супруга Нина ещё малышом взяла к себе животное из зоопарка Баку, где хилого котенка собирались усыпить.

Из семьи лев по кличке Кинг попал на съемочные площадки фильмов. Животное, никогда особо не проявлявшее агрессии, до «Невероятных приключений итальянцев в России» уже снялось во «Льве и девочке», «Девочке, мальчике и льве» и в картине «Пусть он останется с нами».

В Ленинград зверя привезли за месяц до начала съемок. Льву была необходима акклиматизация. С первого же дубля с животным возникли проблемы — он наотрез отказывался выполнять трюки. На одну сцену со львом у Рязанова могло уйти четыре дня. Режиссер настолько был взбешен поведением животного, что зарекся снимать в своих картинах представителей фауны.

Боялись льва и актеры, опасаясь подходить близко к четвероногому артисту. Это неудивительно: спустя годы итальянский актер Нинетто Даволи на российском телевидении показал шрамы по всей спине, оставленные Кингом. Эту историю много лет назад просто замолчали.

Однако скрыть гибель льва из семьи Берберовых не смог никто — слишком жуткой оказалась история. Некоторые сцены со зверем собирались доснять в Москве. Кинга отвезли на Мосфильмовскую улицу, где оставили на территории закрытой школы. 25 июля 1973 года рядом с ней вместе с девушкой и собакой проходил студент Валентин Марков. Собака убежала на территорию школы и молодой человек, перебравшись через забор, последовал за ней. Тут лев и напал на парня. Он катал его по земле, а затем засунул голову студента в пасть. Девушка подняла шум, на который откликнулся милиционер. Правоохранитель выпустил во льва всю обойму и убил его. Пресса писала о серьезнейших повреждениях у студента Маркова. Владелица же льва Нина Берберова говорила лишь о нескольких царапинах у пострадавшего.

Спустя годы второй лев из семьи архитектора напал уже на саму хозяйку, а также на её 14-летнего сына, убив его.

Довольно много трюков в картине артисты решили исполнить сами. Одним из самых смелых был Андрей Миронов, который, кстати, не побоялся первым подойти в сцене ко льву Кингу. Миронов висел на огромной высоте, когда держался за край разведенного моста в Ленинграде. Также именно он сползал с шестого этажа гостиницы «Астория» по ковровой дорожке. Нырнул Миронов и в Неву за сокровищами. Эпизод этот, правда, доснимали затем в Средиземном море.

Ради эффектной сцены с посадкой самолета Ту-134 киношникам пришлось «загримировать» под шоссе взлетно-посадочную полосу на Ульяновском аэродроме. Пилот, находившийся за штурвалом воздушного судна, потребовал, чтобы во время трюка машины были только легковые, а за рулем сидели исключительно летчики. Самолет сажали в общей сложности шесть раз — каждый из них был удачным.

Зрители помнят, что показ кинофильма завершает взлет самолета, застывший на фоне завершающих титров. Изначально в картине должны были показать сверхзвуковой самолет Ту-144. Против этого оказались партийные руководители. Тогда кадры заменили на взлетающий Ил-62. Дело в том, что за год до выхода кинофильма Ту-144 разбился на престижном авиасалоне в Ле-Бурже.

6 интересных фактов о фильме «Невероятные приключения итальянцев в России»

Как снимали итальянцев в россии

«Невероятные приключения итальянцев в России», к/с «Мосфильм», 1973, реж. Э. Рязанов

Продюсер картины Дино де Лаурентис раскритиковал изначальный сценарий, потребовав зрелищности, гэгов и экшна, вплоть до популярного в западном кино швыряния тортом в лицо. В сценарий срочно вписали погони и трюки. Эльдар Рязанов, увидев, что стало с текстом после правок итальянских продюсеров, мрачно сказал: «Мне жаль того, кто будет это снимать». В итоге, не без давления Госкино, режиссёром стал сам Рязанов, и снял почти всю картину за рекордные два месяца.

Как снимали итальянцев в россии

Дино де Лаурентис (www.celebritynetworthwiki.org)

Актёров итальянская сторона подбирала сама. Алигьеро Носкезе был пародистом, Антония Сантилли снималась, в основном, в эротических фильмах, но ради «Невероятных приключений…» отказалась от участия в американской драме «Серпико». Тано Чимароза был актёром кукольного театра, и только Нинетто Даволи был популярен — он снимался у знаменитых режиссёров Пазолини и Бертолуччи и был одним из ведущих актёров 70-х.

Как снимали итальянцев в россии

«Невероятные приключения итальянцев в России», к/с «Мосфильм», 1973, реж. Э. Рязанов

Ручной лев Кинг вырос в квартире, он был домашним животным семьи архитектора Берберова. Но так как дрессировки Кинг не знал, то поведение на съёмочной площадке оставляло желать лучшего. Если льву что-то не хотелось делать, то вся киногруппа была вынуждена подстраиваться под желания зверя. В одной из сцен лев отказывался бежать и даже хозяин не мог ничего с этом сделать, в другой — не захотел прыгать в окно склада матрёшек и эпизод снимали четрые дня. Актёры льва боялись и на контакт с ним пошёл только Андрей Миронов… Кинг не успел досняться в фильме, в перерыве между съёмками прыгнул на случайно забравшегося на территорию человека и был застрелен милицией. Эльдар Рязанов поклялся больше никогда не снимать животных в своих фильмах.

Как снимали итальянцев в россии

«Невероятные приключения итальянцев в России», к/с «Мосфильм», 1973, реж. Э. Рязанов

В фильме было множество трюков и экшн-сцен, а самой зрелищной стала посадка самолета на шоссе. Снимали её шесть раз на Ульяновском аэродроме. Взлётно-посадочную полосу разметили под шоссе, а автомобилями управляли каскадёры и пилоты. Лётчики знали на что обращать внимание при посадке лайнера и могли бы быстро уйти с траектории, если что-то пошло бы не так.

Как снимали итальянцев в россии

«Невероятные приключения итальянцев в России», к/с «Мосфильм», 1973, реж. Э. Рязанов

Зрители, которые сразу же полюбили «итальянцев», даже не подозревали как тяжело было работать над фильмом режиссёру. Помимо своенравного льва хлопот добавляли и иностранные актёры. Они не понимали поставленных задач, отказывались от трюков, жаловались на перегрузку и не попадали в темп, то запаздывая с текстом, то выпаливая всё раньше времени… Никто из них с отечественными режиссёрами больше не работал. Антония Сантилли вообще в кино больше не снималась, Алигьеро Носкезе снялся ещё в одном фильме, страдал от депрессий и застрелился в 1979 году, Тано Чимароза снимался редко — работал в театре марионеток, а Нинетто Даволи успешно продолжил карьеру в кино и на телевидении. О съемках в «Невероятных приключениях…» никто особо не вспоминал. В итальянском прокате фильм прошёл незаметно, зато в СССР он занял третье место по результатам года, уступив «Золоту Маккены» и «Калине красной».

Как снимали итальянцев в россии

«Невероятные приключения итальянцев в России», к/с «Мосфильм», 1973, реж. Э. Рязанов

«Невероятные приключения итальянцев в России» — одна из самых известных кинокомедий режиссера Эльдара Рязанова, снятая в 1973 году и год спустя представленная широкому зрителю. За 12 месяцев только в Советском Союзе фильм посмотрели свыше 50 000 000 человек. Комедия заняла почетное место среди всех советских фильмов, а актер Андрей Миронов, сыгравший милиционера, удостоился звания заслуженного артиста РСФСР.

В итальянском прокате картину показывали под названием «Одна безумная, безумная, безумная гонка по России» по аналогии с фильмом «Это безумный, безумный, безумный, безумный мир», вышедшем на экраны в 1963 году.

Где снимали «итальянцев в России»? Какие курьезные, интересные и местами опасные моменты случались во время съемок? Об этом и многом другом расскажем далее.

Съемки в Италии

Вызвали у советских партнеров много вопросов и недовольства. В целях экономии Рязанова вместе со съемочной группой поселили в одном из дешевых отелей, а снимать на улицах Рима пришлось чуть ли не скрытой камерой. Дело в том, что итальянские партнеры сэкономили на специальном разрешении, которое требовалось получить для киносъемок.

Несмотря на сложности, кинопродюсеры сумели вместить в несколько минут хронометража все красоты Италии. Но тут вышел перебор. Героиня, во время своего короткого путешествия на мотоцикле, «захватывает взглядом» главные достопримечательности Рима, которые находятся на приличном расстоянии друг от друга и ему совсем не по пути.

Съемки в самолете

В общем и целом, могут вызвать у искушенного зрителя массу вопросов. Например, как паспорт, смытый в унитаз, смог преодолеть законы аэродинамики и без характерных «загрязнений» «прилипнуть» к иллюминатору? И как мафиози смог легко разбить стекло иллюминатора, пытаясь оттолкнуть документ от стекла? О разгерметизации салона и «плавающих» в невесомости пассажирах вообще у сценаристов лучше не спрашивать — придумали «захватывающий эпизод», да и ладно!

А чего стоит сцена с посадкой самолета! Помните, когда воздушное судно легко и непринужденно пикирует на шоссе с оживленным автомобильным движением? Видимо, таким образом показали мастерство летчиков, правда получилось слегка «рекламно». В съемках была задействована запасная взлётная полоса Ульяновского аэродрома. Все остальное — грамотный монтаж!

Съемки в Москве

Проходили в минимальном режиме. В комедии пейзажи столицы можно наблюдать всего в паре кадров — видна Красная площадь и Арбат. Остальными российскими «декорациями» выступил , в ту пору Ленинград.

Съемки в

По сюжету русская эмигрантка, умирая, рассказывает внучке Ольге (ее играет итальянка Антония Сантилли), что ее богатство закопано подо львом в Ленинграде. Именно в городе на Неве незадачливые итальянцы и пытаются отыскать сокровища.

Какие узнаваемые места и достопримечательности можно заметить в фильме? Казанский и Исаакиевский соборы, гостиницу «Астория», из окна которой спускался Миронов, Певческую капеллу, Семимостье, Петропавловскую крепость. На площади Восстания для съемки сцены с взрывом специально возвели бутафорское «старое» здание.

Небольшая «придирка» к искажению пространства величественного Петербурга. Возьмем, к примеру, кадры, где трамвай курсирует по площади Белинского, затем тут же поворачивает на Стрелку Васильевского острова, через пару секунд вновь появляется на Троицком мосту (в то время Кировском) и спустя несколько кадров уже опять показывается на Стрелке. Чудеса монтажа, да и только!

Съемки на мосту

Трюк, в котором «охотники за бабулиным богатством» (а на самом деле — профессиональные дублеры) прыгали с половины разводного моста, был снят на Биржевом мосту. К слову, к этой сцене тоже есть ряд вопросов. В дневное время, как мы знаем, мосты не разводятся, а трехпалубные туристические теплоходы по Неве вообще не ходят, разве что отправляются на ремонтные работы. Но об этих тонкостях создатели фильма, видимо, «забыли». Кстати, Андрей Миронов в экстремальных прыжках на мосту не участвовал, вместо этого на некоторое время «завис» на мосту на высоте 30 м по просьбе Рязанова.

Где снимали львов

Как мы помним, сокровища бабушки Ольги хранились подо львом. Но кладоискатели не знали, в каком именно месте, и начали хаотично уничтожать каменные скульптуры в городе на Неве. Для этого были выстроены многочисленные декоративные монументы: статуя льва возле театра, несуществующий памятник Льву Толстому на площади Восстания Почему в съемках не были задействованы настоящие львиные скульптуры, которых в Питере очень много (львы Елагина дворца, львы на набережной Макарова, львы у Адмиралтейства, Львиный мост и другие)? Неизвестно.

Что касается настоящего льва, который, как потом догадались незадачливые охотники за сокровищами, и вправду охранял бабушкино богатство, то здесь история такова. Льва играл, как ни странно, лев по имени Кинг. Получился Король Лев, как в мультфильме.

До участия в приключенческой комедии Рязанова Кинг успел сыграть в нескольких фильмах у себя на родине, в Азербайджане. Во время съемок «Невероятных приключений» лев был весьма ленив и как мог затягивал процесс, следуя командам дрессировщика с неохотой и далеко не с первого раза.

Самая запоминающаяся сцена с королем зверей была снята со Сфинксами на Университетской набережной. В эпизоде состоялось самое тесное сотрудничество Миронова с Кингом, остальные члены съемочной группы до одури боялись животное и сниматься с ним не хотели.

Также зрители пришли в восторг от эффектного прыжка льва с моста лейтенанта Шмидта (сейчас это Благовещенский мост).

К сожалению, съемка в кинокомедии «Невероятные приключения итальянцев в России» оказалась последней работой «Короля Льва».

Во время съемок животное находилось в здании школы № 74 недалеко от «Мосфильма». В один из дней к зданию приблизился парень, который вроде как догонял свою собаку, а, возможно, просто захотел «поглазеть» на настоящего льва. Кинг выдавил стекло и прыгнул на мальчишку. Для льва это была безобидная игра, а девушка парня сразу позвала на помощь милиционера, который, не задумываясь, застрелил зверя.

Примечательные факты

Большинство опасных трюков Андрей Миронов выполнял сам, в том числе вылез из пожарной машины, которая ехала на скорости 60 км/ч, затем по ее лестнице перелез на крышу «Жигулей», ехавших впереди, а потом пробрался в салон легковушки.

Видимо, следуя примеру храбрости и мужества Миронова, итальянец Нинетто Даволи, игравший Джузеппе, прыгал сам, без дублёров, в сцене на Биржевом мосту.

Эпизод, в котором Андрей Миронов ныряет за сокровищами, был снят в Неаполе.

Колоннаду Исаакиевского собора «играет» колоннада Казанского. В настоящее время доступ к ней закрыт, так как с 1991 года Казанский собор стал особо охраняемым культурным объектом Питера. Колонна колоннады, которую ногой «ломает» Мафиозо, конечно, бутафорская.

Картина «Невероятные приключения итальянцев в России» занимает достойное место в советском кинематографе и любима миллионами зрителей даже спустя почти 50 лет. Комедию хочется смотреть и пересматривать, во многом благодаря прекрасной актерской игре Миронова и Евстигнеева и, конечно, почти не изменившимся спустя десятилетия петербургским пейзажам.

50 миллионов человек посмотрели совместную советско-итальянскую приключенческую комедию в первый год проката в СССР. Над «Невероятными приключениями итальянцев в России» смеялись зрители, но чуть не плакал режиссер.

Русские спагетти

Большая разница

В то время как мы встречали итальянских гостей с русским размахом (даже Казанский собор в Ленинграде специально отреставрировали), зарубежные партнеры отвечать взаимностью не спешили. Итальянцы старались экономить на всем, включая актеров. За их подбор тоже отвечал итальянский продюсер, что было в диковинку привыкшему управлять ситуацией Эльдару Рязанову. Один из предложенных кандидатов на роль, как оказалось, сидел в то время за решеткой за уклонение от налогов. Режиссер хотел пригласить в картину Витторио Гассмана, но Лаурентис подобрал кадры подешевле. Впоследствии он пожалеет, что не позвал на фильм звезд, потому что в Италии комедия не вызвала большого резонанса.Подвели итальянцы съемочную группу и с костюмами. Казалось бы, кто лучше подберет современную одежду героям, как не законодатели мод в Милане и Риме? Но в Москву было прислано такое тряпьё, что вышедший из себя Рязанов просил не считать «Мосфильм» лавкой старьёвщика.На съемках в Италии наших киношников разместили в третьеразрядных отелях, сократили массовку и не изготовили нужных вывесок. Даже снимать на улицах приходилось из-под полы, потому что не было оплачено разрешение на профессиональную съемку. Рязанов объявлял забастовку и был готов к бойкоту фильма, если не будут созданы условия для нормальной работы.Но наших не избалованных западным бытом актеров окрыляла сама возможность провести время за границей. К примеру, Андрей Миронов снимался всего пару дней (за кладом он нырял не в ледяные воды Невы, а в ласковое Средиземное море), но не покидал Италию три недели. Тогдашняя супруга актера Екатерина Градова (Кэт из сериала о Штирлице) обрывала телефон, выясняя, что ее драгоценный муженек там делает. На что Миронов радостно отвечал: «Вот непонятливая – я здесь живу!». Поводов для подозрений у актрисы не было: компанию Андрею Миронову составляли Ольга Аросева (коллега по Театру сатиры, игравшая в картине маму героя) и исполнитель роли Хромого Евгений Евстигнеев со своей второй женой Лилией Журкиной.

Безумная гонка

В итальянском варианте комедия называлась «Одна безумная, безумная, безумная гонка по России» («Una matta, matta, matta corsa in Russia»), что являлось отсылкой к пародируемому фильму «Этот безумный, безумный, безумный, безумный мир». В разных трюковых эпизодах советская картина пародирует и другие приключенческие ленты тех лет: «Крысиные бега», «Сицилийский клан» (оттуда Эльдар Рязанов позаимствовал сцену приземления самолета на оживленную трассу) и «Забриски-пойнт» (из гангстерской ленты Микеланджело Антониони был скопирован взрыв бензоколонки).Безумная гонка была как в кадре, так и за кадром – таких темпов съемки в Советском Союзе еще не знали. Члены съемочной группы разбили западное представление о медлительности советского кинопроизводства – на деле Рязанов доказал обратное. Обычно на подготовку одного трюка давалось несколько месяцев, а тут все трюки были поставлены за 31 день! А за два месяца, начиная с 14 мая 1973 года, было готово 90 процентов фильма. Рязанов сам себе удивлялся: ему впервые пришлось снимать с такой скоростью. На отдых съемочной группе отводился один выходной, в остальные шесть дней недели съемки велись почти круглосуточно, в две смены. Даже экспрессивные итальянцы взвыли от столь плотного графика, а наши актеры не роптали. Отказывались итальянские актеры и от сложных трюков (без дублера прыгал с моста в реку лишь Джузеппе – Нинетто Даволи), а советские коллеги выполняли всё, что было в их силах.

Улыбнитесь, каскадеры!

Продюсер настоял на том, чтобы все автомобильные трюки выполнял итальянский каскадер Серджио Миони. По прилету в Москву он составил перечень требуемого реквизита. Увидев в этом списке ремни безопасности, ассистент режиссера раздобыл… пожарный рукав. Ну, не было в советском автопроме такой традиции – ремни к сиденьям пристегивать. «Сейчас на два болтика прикрутим и поедем», — заявил о пожарном рукаве помреж. Иностранный каскадер понял: в этой стране каждый водитель – трюкач. Но ремни ему все-таки доставили – из-за границы.Еще одним открытием итальянского автогонщика стало то, на каких «убитых» машинах ездили у нас их счастливые обладатели. Автомобиль был роскошью, а не средством передвижения, поэтому эксплуатировался до последней возможности. И, конечно, в кино новые машины не били – для трюков у каскадеров были лишь списанные «консервные банки».

Высший пилотаж

Между прочим, погоню с участием «Москвича» и «ВАЗа» с забрызганными грязью лобовыми стеклами, как и весь водительский аттракцион на пожарной машине, выполнили отечественные автогонщики. Не допустили их только к сцене посадки пассажирского лайнера на запруженную машинами дорогу.На самом деле, огромный «Ту-134» садился не на шоссе, а на «загримированную» под автостраду взлетно-посадочную полосу Ульяновского аэродрома, где практиковались будущие пилоты гражданской авиации. Когда министерство не разрешило их наставнику Ивану Таращану выполнить трюк, нарушающий инструкцию, он принял решение посадить самолет без участия каскадеров-автогонщиков. С чрезвычайной ситуацией справятся только авиаторы, объяснил заместитель начальника летной школы и распорядился сесть за руль легковушек своим летчикам. Самолет приземлялся на резервную полосу аэропорта (ее выдают попавшие в кадр радиолокаторы), и в машинах сидели такие же пилоты, как и за штурвалом «Ту-134». В итоге каждый из шести дублей был отработан безупречно.

Последняя гастроль Короля

Одним из главных героев картины можно по праву считать короля зверей – льва Кинга. По сути, этот опасный хищник был домашней «кошкой»: он с детства жил с людьми – вырос в доме архитектора Льва Львовича и Нины Берберовых в Баку. Он родился в Бакинском зоопарке и был чахлым и болезненным. Мать то ли отказалась от него, то ли умерла, поэтому его решили усыпить. Нина Петровна решила его спасти и забрала к себе домой.

Интересные факты

«Невероятные приключения итальянцев в России»: повторный прокат

  • 29 декабря 2022
  • Редакция новостей
  • 2963

29 декабря дистрибьютерская компания «ПилотКино» при поддержке ФГУП «Киноконцерн «Мосфильм» выпускает в повторный кинотеатральный прокат легендарную комедию Эльдара Рязанова «Невероятные приключения итальянцев в России». В 2022 году картина прошла покадровую цифровую реставрацию изображения и звука.

В 2023 году исполняется 50 лет замечательной комедии Эльдара Рязанова «Невероятные приключения итальянцев в России». В честь этой даты фильм выйдет в кинотеатральный прокат в полностью отреставрированной версии (29 декабря – 18 января). Работы по цифровой реставрации выполнены специалистами ПК «Телекино и компьютерная графика» (подразделение «Мосфильма» — прим.) Напомним, что совместный советско-итальянский кинофильм был снят в 1973 году режиссёром Эльдаром Рязановым («Мосфильм», Dino de Laurentiis Cinematografica).

Композитор: Карло Рустикелли

Художник-постановщик: Михаил Богданов

В главных ролях: Андрей Миронов, Нинетто Даволи, Антония Сантилли, Алигьеро Носкезе, Тано Чимароза, Луиджи Баллиста, Евгений Евстигнеев, Ольга Аросева

В одной из римских больниц скончалась русская эмигрантка. Это обстоятельство явилось причиной срочного вылета в Ленинград всех тех, кто волей случая был посвящен в тайну сокровищ, спрятанных под неким львом. В СССР прибыли солидный врач, мафиози Розарио, два санитара, просто горожанин и, наконец, Ольга — внучка и законная преемница огромного состояния. А в Москве к гостям из Италии присоединился еще и гид, который усложнил и без того достаточно непростые поиски сокровищ.

— Фильм насыщен впечатляющими трюками и экшн-сценами, а самой зрелищной является посадка самолета на шоссе. Снимали эпизод на Ульяновском аэродроме. Взлётно-посадочную полосу разметили под шоссе, а автомобилями управляли каскадёры и пилоты.

— Бoльшая часть трюков в автомобильной погоне была совершена итальянским автогонщиком и каскадером Серджио Миони. Например, знаменитый перелет «Жигулей» через реку. На берегу Клязьмы соорудили трамплин. Серджио разогнал машину и пролетел по воздуху почти 40 метров, приземлившись на другом берегу.

— Специально для съемок художник-декоратор Михаил Богданов построил макет бензозаправки в натуральную величину. АЗС получилась настолько достоверной, что многие водители заезжали на нее, чтобы заправиться.

— В картине показаны многие достопримечательности Рима и Санкт-Петербурга, а сцена, в которой герой Миронова ныряет в Неву за ларцом с драгоценностями, на самом деле снималась в Неаполе.

— Для сцены, в которой мафиози Розарио разбивает иллюминатор и покрывается льдом, был специально изготовлен панцирь из слюды. Для имитации льда, панцирь присыпали нафталином и тальком, в следствии чего от него можно было откалывать куски.

— Эльдар Рязанов сыграл в фильме эпизодическую роль — доктора на крыле самолета, откалывающего лед от заледеневшего мафиози.

— Вместо Андрея Миронова роль милиционера мог сыграть Иннокентий Смоктуновский.

— Миронов проявлял на съемках чудеса отваги: для сцены с разводным мостом висел на 30-метровой высоте; обошелся без помощи дублеров в сцене, когда спускался с шестого этажа гостиницы «Астория» на ковровой дорожке; первым из съемочной группы пошел на контакт со львом — вдохновляя других актеров своей храбростью.

— Сцены с участием льва снимали на пустынных улицах Ленинграда в период белых ночей.

— Рабочее название фильма — «Спагетти по-русски», а в итальянском прокате фильм назывался «Одна безумная, безумная, безумная гонка по России».

24 декабря в киноцентре «Октябрь» фильм по видеосвязи представила Сильвия Мандруццато, руководительница Итальянского Центра культуры (Centro Italiano di Cultura) с лекцией на тему «Италия – Россия с любовью: копродукция в кино».

Как снимали итальянцев в россии

Мировая премьера любимого миллионами телезрителей кинофильма режиссера Эльдара Рязанова «Невероятные приключения итальянцев в России» состоялась 31 января 1974 года.

В картине, по сюжету которой искатели сокровищ мчатся в Петербурге за заветным кладом, одну из главных ролей исполнил город на Неве. Именно здесь герои в поисках драгоценностей перекапывают землю под каждым львом, коих в Северной столице множество.

Картина из-за долга

Как снимали итальянцев в россии

Финансовые обязательства стали причиной появления на свет кинофильма со смешанным составом итальянских и советских актеров. Еще в 1970 году создавался советско-итальянский фильм «Ватерлоо». Зарубежные партнеры задолжали «Ленфильму» крупную сумму. Тогда советские киноделы захотели поставить ленту по сценарию Эльдара Рязанова и Эмиля Брагинского. Итальянцы отвергли текст, предложив свой вариант. Он не понравился уже в СССР.

Долгие споры привели к тому, что сценарий был написан совместными усилиями обеих сторон. Так появилась на свет лента приключенческой комедии с погонями, взрывами и трюками, навеянная фильмом Стэнли Крамера «Этот безумный, безумный, безумный, безумный мир».

Рязанов в роли врача

Эльдар Рязанов вновь появился в своём фильме в эпизоде. На этот раз он взял роль доктора, которому пришлось освобождать застрявшего в иллюминаторе самолета мафиози Розарио, исполненного итальянским актером Тано Чимарозой. Герой зарубежного артиста был покрыт ледяным «панцирем».

Роль Иннокентия

Как снимали итальянцев в россии

Главная роль милиционера Андрея Васильева досталась блистательному актеру Андрею Миронову. Однако на неё претендовал и другой любимец советской публики — Иннокентий Смоктуновский. Впрочем, режиссер Рязанов отстаивал именно кандидатуру Миронова. В частности, он указал на то, что в форме Смоктуновский выглядит чересчур серьезно.

Отказ от Аль Пачино

Как снимали итальянцев в россии

Для актрисы Антонии Сантили роль внучки русской актрисы-балерины Ольги в «Невероятных приключениях итальянцев в России» стала последней в карьере. Любопытно, что артистка отказалась от съемок в криминальной драме «Серпико» с Аль Пачино, чтобы принять участие в работе над «Итальянцами».

Антония после премьеры кинофильма вышла замуж за состоятельного человека и стала вести закрытую жизнь.

Санитар, помогавший госперевороту

Как снимали итальянцев в россии

Роль санитара Антонио в «Итальянцах» исполнил Алигьеро Носкозе. На родине он заработал славу, блестяще пародируя звезд и политиков. Существуют сведения, что он помогал главам масонской ложи «П-2», готовившим в 1970-х государственный переворот. Артист занимался тем, что звонил общественным деятелям и разговаривал с ними голосами политиков.

Носкезе в 1979 году загремел в клинику с сильнейшей депрессией. От неё он избавиться уже не смог и покончил с собой 3 декабря.

Заправка на игрушечной бензоколонке

Над картиной работал советский художник-декоратор Михаил Богданов. Для эффектной сцены взрыва бензоколонки он решил построить макет АЗС — настоящую никто уничтожить бы не дал. Декорация оказалась настолько правдоподобная, что советские автомобилисты заезжали на неё заправиться.

Убийство до премьеры

Как снимали итальянцев в россии

Одним из главных действующих персонажей, согласно тексту сценария, изначально задумывался живой лев. Зверя нашли в семье архитектора Льва Берберова, чья супруга Нина ещё малышом взяла к себе животное из зоопарка Баку, где хилого котенка собирались усыпить.

Из семьи лев по кличке Кинг попал на съемочные площадки фильмов. Животное, никогда особо не проявлявшее агрессии, до «Невероятных приключений итальянцев в России» уже снялось во «Льве и девочке», «Девочке, мальчике и льве» и в картине «Пусть он останется с нами».

В Ленинград зверя привезли за месяц до начала съемок. Льву была необходима акклиматизация. С первого же дубля с животным возникли проблемы — он наотрез отказывался выполнять трюки. На одну сцену со львом у Рязанова могло уйти четыре дня. Режиссер настолько был взбешен поведением животного, что зарекся снимать в своих картинах представителей фауны.

Боялись льва и актеры, опасаясь подходить близко к четвероногому артисту. Это неудивительно: спустя годы итальянский актер Нинетто Даволи на российском телевидении показал шрамы по всей спине, оставленные Кингом. Эту историю много лет назад просто замолчали.

Однако скрыть гибель льва из семьи Берберовых не смог никто — слишком жуткой оказалась история. Некоторые сцены со зверем собирались доснять в Москве. Кинга отвезли на Мосфильмовскую улицу, где оставили на территории закрытой школы. 25 июля 1973 года рядом с ней вместе с девушкой и собакой проходил студент Валентин Марков. Собака убежала на территорию школы и молодой человек, перебравшись через забор, последовал за ней. Тут лев и напал на парня. Он катал его по земле, а затем засунул голову студента в пасть. Девушка подняла шум, на который откликнулся милиционер. Правоохранитель выпустил во льва всю обойму и убил его. Пресса писала о серьезнейших повреждениях у студента Маркова. Владелица же льва Нина Берберова говорила лишь о нескольких царапинах у пострадавшего.

Спустя годы второй лев из семьи архитектора напал уже на саму хозяйку, а также на её 14-летнего сына, убив его.

Актеры-каскадеры

Как снимали итальянцев в россии

Довольно много трюков в картине артисты решили исполнить сами. Одним из самых смелых был Андрей Миронов, который, кстати, не побоялся первым подойти в сцене ко льву Кингу. Миронов висел на огромной высоте, когда держался за край разведенного моста в Ленинграде. Также именно он сползал с шестого этажа гостиницы «Астория» по ковровой дорожке. Нырнул Миронов и в Неву за сокровищами. Эпизод этот, правда, доснимали затем в Средиземном море.

Трюк пилотов

Ради эффектной сцены с посадкой самолета Ту-134 киношникам пришлось «загримировать» под шоссе взлетно-посадочную полосу на Ульяновском аэродроме. Пилот, находившийся за штурвалом воздушного судна, потребовал, чтобы во время трюка машины были только легковые, а за рулем сидели исключительно летчики. Самолет сажали в общей сложности шесть раз — каждый из них был удачным.

Замена самолета

Зрители помнят, что показ кинофильма завершает взлет самолета, застывший на фоне завершающих титров. Изначально в картине должны были показать сверхзвуковой самолет Ту-144. Против этого оказались партийные руководители. Тогда кадры заменили на взлетающий Ил-62. Дело в том, что за год до выхода кинофильма Ту-144 разбился на престижном авиасалоне в Ле-Бурже.