Спагетти по-русски или самый необычный фильм Эльдара Рязанова
Эльдара Александровича Рязанова можно смело назвать королем советской комедии. Однако, он много экспериментировал и комбинировал различные жанры в своих фильмах. Наиболее успешно ему давались романтические сюжеты, но он также пробовал себя в детективе и трагикомедии. Фильм же Приключения итальянцев в России, пожалуй, можно назвать самым необычным детищем Рязанова, а жанр картины — приключенческая комедия с элементами мелодрамы, триллера и даже немного боевика.
*Общая информация*
Производство: СССР, Италия 1973г
Жанр: приключенческая комедия
Режиссер: Эльдар Рязанов
В главных ролях: Андрей Миронов, Антония Сантилли, Евгений Евстигнеев, Ольга Аросева и др.
Композитор: Карло Рустикелли
Продолжительность: 98 мин
История создания
Фильм очень не похожий на другие работы Эльдара Рязанова, оно и понятно, ведь это совместный итало-советский проект, и многие эпизоды навязаны итальянскими продюсерами. Так, изначально в сценарии не было трюков и погонь, лишь кадры со львом, но иностранцы хотели экстрима, плюс картинку, соответствующую представлениям западного зрителя о Советском Союзе — красочные виды Москвы и Ленинграда, матрешек, а еще специально попросили снять сцены в ГУМе.
Сценаристами выступили, как обычно в тандеме, Эльдар Рязанов и Эмиль Брагинский. Рабочее название первого сценария было Спагеттти по-русски, Однако, первоначальный вариант очень сильно отличался от конечной версии. В итальянском прокате фильм назывался Одна безумная, безумная, безумная гонка по России
Сам Рязанов эту картину не любил, считал ее неудачной. Интересно было бы посмотреть именно рязановскую версию, ведь фильмы у него всегда получались добрыми и душевными.
Бюджет оплачивала итальянская сторона, кстати в счет долга за предыдущий фильм. Итальянцы на всем экономили, на гостиницах, реквизите, даже одежде, на роли пригласили малоизвестных, низкооплачиваемых актеров.
Советских актеров было всего трое — Андрей Миронов, Ольга Аросева и Евгений Евстигнеев. Андрей Миронов был на пике популярности, быть может, поэтому, фильм имел большой успех у советских зрителей.
В одной из римских больниц при смерти находится старенькая русская эмигрантка. К ней срочно вызывают единственную внучку Ольгу. Умирая, бабушка рассказывает о спрятанных в Ленинграде сокровищах. Свидетелями разговора оказывается несколько человек — два санитара, доктор, пациент и мафиози. Все сделали вид, что не поверили в «бред старушки». Однако, войдя на борт самолета, улетающего в Советский Союз, Ольга с изумлением встречает компанию свидетелей в полном составе..
Актеры и главные действующие лица
Итак, в фильме снялись три талантливых профессионала из СССР, и несколько малоизвестных итальянских артистов. Зарубежные актеры капризничали, жаловались на условия труда, тараторили текст, спешили. Зато советской съемочной группе крупно подвезло выехать на съемки в капиталистическую страну. В фильме снялся также необычный актер — настоящий живой лев, причем не цирковой, а домашний
Андрей Васильев, капитан милиции (Андрей Миронов)
Конечно, главная звезда этого фильма — это Андрей Миронов. Как и полагается в настоящем советском детективе, злостным преступникам, в данном случае любителям легкой наживы, да еще и иностранцам, противостоит кристально честный и порядочный, доблестный сотрудник советской милиции. Правда, наш добропорядочный капитан (пока) милиции оказывается вовлечен в целую плеяду запутанных приключений с погонями, преследованиями, драками и даже нанесением ущерба здоровью и имуществу. Но, помимо высокого профессионализма, наш герой обладает обаянием и мужской харизмой, а посему романтическая история с очаровательной итальянкой Ольгой ему обеспечена.
Ольга, внучка русской балерины, наследница миллионов (Антония Сантилли)
Если, Андрей Миронов был признанным кумиром советских телезрителей, то Антония была не так известна, и снималась, в основном, в эротическом кино. Ради роли в Итальянцах, она отказалась от совместного проекта с Аль Пачино, и это была ее последняя роль в кино. Она завела семью и больше не снималась.
Красавица Ольга приезжает в Россию и вступает в неравную, конкурентную борьбу за собственное наследство. Ее напарники=противники обладают хитростью, смекалкой и небывалой прытью, однако у Ольги есть весомое преимущество в виде дополнительной улики. Удастся ли далеко не глупой красавице обойти конкурентов
Один из главных и важных действующих лиц. Непонятно, почему сниматься не пригласили профессионального и дрессированного артиста из цирка. В Итальянцах решено было снять домашнего льва Кинга, проживавшего в семье бакинского архитектора. Хотя хозяева очень расхваливали его способности и таланты, в реальности лев оказался знатным ленивцем, и многие трюки он отказывался выполнять. Немало намучившись с пушистым артистом, Эльдар Александрович впредь зарекся снимать животных.
К сожалению, съемки в фильме для Кинга стали роковыми. Когда, Кинг отдыхал, его стал дразнить посторонний, тот кинулся на человека и был застрелен, случайно проходившим мимо, милиционером.
Сам Эльдар Рязанов иногда снимался в коротких эпизодах в своих фильмах, вот и здесь он сыграл хирурга, освобождающего из иллюминатора замороженного мафиози.
Интересные факты о фильме:
Самую эффектную сцену в фильме — когда самолет садится на шоссе, снимали на замаскированной взлетно-посадочной полосе. За штурвалом самолета был суперпрофессиональный летчик, его условием было, чтобы за рулем автомобилей сидели тоже летчики. Самолет сажали таким образом 6 раз
Большинство трюков исполняли сами актеры, без участия дублеров. Единственная сцена, где была замена — прыжки с моста. Все автомобильные трюки и гонки совершал один итальянский каскадер. Все актеры отказывались сниматься в кадре с живым львом, кроме Андрея Миронова.
Впечатления
Совершенно, не типичный для Рязанова, фильм. Эльдар Александрович делал совсем другое кино, одновременное легкое и глубокое, доброе и трогательное. Он раскрывал характеры своих героев, их эмоции и переживания, трепетно и с любовью. Он любил своих актеров, и выбирал из лучших. Здесь же получился очень динамичный сюжет, гремучая смесь разнокалиберных актеров, к тому же из разных стран, и все постоянно куда-то бегут. Может, это и к лучшему, не так бросается в глаза разница менталитетов и уровня мастерства артистов. Тем не менее, работа получилась довольно качественная, «наши» были на высоте, трюки, мастерство каскадеров и храбрость артистов впечатляет! Фильм эффектный, динамичный, смешной. Много крылатых фраз. Но, конечно хотелось бы краешком глаза подсмотреть то первоначальное, настоящее рязановское кино.
Андрей Миронов (1941–1987)
На роль Андрея Васильева режиссер отстоял Андрея Миронова, хотя предполагалось, что капитана милиции сыграет Иннокентий Смоктуновский.
Миронов часть трюков выполнил самостоятельно. Артисту пришлось висеть на краю разведенного моста, спускаться по ковровой дорожке из окна гостиницы, общаться со львом и нырять за сокровищами. Позже постановщик «наградил» исполнителя за храбрость и позволил провести месяц в Италии.
В 70-е Миронов снялся в более 20 проектах, а в 80-е за актером закрепилось комедийное амплуа. В интервью исполнитель признавался, что кинематограф не дает ему раскрыться так, как служба в театре. Фильм «Человек с бульвара Капуцинов» стал последней работой звезды в кино.
14 августа 1987 года актер потерял сознание на сцене. 16 августа 1987-го на 47-м году Андрей Александрович скончался от последствий разрыва аневризмы.
Антония Сантилли (1949)
Внучку балерины Ольгу сыграла актриса Антония Сантилли, которая ради фильма «Невероятные приключения итальянцев в России» отказалась сниматься с Аль Пачино в драме «Серпико». У себя на родине актриса была известна по эротическим проектам.
Тогда в СССР специально для роли итальянскую звезду научили водить машину. А присутствие Антонии в кадре действовало магически на цензоров, которые не рискнули вырезать эпизоды с красавицей.
После съемок Антония вышла замуж за бизнесмена и оставила актерскую карьеру. Сейчас звезда занимается семьей, не общается с журналистами и не ведет страниц в социальных сетях. Между тем внешность итальянки из комедии Рязанова до сих пор считается эталоном нежности и очарования.
Нинетто Даволи (1948)
Актер Нинетто Даволи на момент съемок в 1973 году был состоявшейся кинозвездой у себя на родине. В его амплуа были деревенские простаки. Предложение о съемках он принял сразу, поскольку гонорар оказался солидным, а позже выяснилось, что Рязанов – это русский Феллини.
Исполнитель сыграл роль санитара Джузеппе. Артист вспоминал, что съемки оказались экстремальными, а лев в одной из сцен приобнял его и укусил за голову. Да так, что на теле остались шрамы.
В фильмах режиссера Пазолини Нинетто Даволи нередко снимался обнаженным, но, как утверждает артист, это не помешало ему создать крепкую семью.
После смерти Пазолини карьера Нинетто пошла на спад, и удивительным образом творческая судьба сложилась благополучно в драматическом амплуа. Сейчас актер снимается в сериалах, по-прежнему любит пошутить и открыт миру с улыбкой на лице.
Алигьеро Носкезе (1939–1979)
Санитара Антонио исполнил Алигьеро Носкезе. В Италии актер работал пародистом, умея копировать особенности мимики, жесты и походку политиков. Фильм «Невероятные приключения итальянцев в России» стал последним в кинокарьере артиста.
После съемок звезда снималась на телевидении и работала в шоу, где шутила на острые темы. За все время пародийной карьеры Носкезе удалось воспроизвести 1156 голосов. В 1979 году Носкезе потребовалась помощь в лечении депрессии. А затем он покончил жизнь самоубийством в одной из итальянских клиник.
После трагической смерти артиста всплыли подробности «политических интриг масонов», где пародисту отводилась роль манипулятора, который делал звонки от имени первых лиц государства.
Тано Чимароза (1922–2008)
Актер Тано Чимароза исполнил в фильме мафиози Розарио Агро. К слову, родился Тано на Сицилии, но отношения к мафии не имел.
Первые шаги в творчестве исполнитель делал в кукольном театре, затем играл в комедиях. Роль в криминальной драме «День совы» 1968 года закрепила за Чимарозой амплуа криминального авторитета. Экспрессивный итальянец на родине был знаком также по комедиям. После съемок в России актер пробовал свои силы в режиссуре.
Скончался у себя на родине в глубокой старости 24 мая 2008 года.
Джиджи Баллиста (1918–1980)
Актер Джиджи Баллиста сыграл в фильме доктора. В профессию итальянский исполнитель пришел в зрелом возрасте и долго оставался на второстепенных позициях, пока не примерил комедийное амплуа.
Фильм «Невероятные приключения итальянцев в России» стал началом успешного периода в кинокарьере. Исполнителя стали приглашать не только в комедии, но и на драматические роли. В фильмографии артиста более 50 киноработ.
Скончался 2 августа 1980 года.
Евгений Евстигнеев (1926–1992)
Актер Евгений Евстигнеев появился в кадре в образе хромого итальянца. Он стал единственным русским в проекте, которому доверили сыграть представителя партнерской стороны, и оказался убедительным в кадре. Режиссер был доволен работой исполнителя, и Евстигнеев присоединился к Миронову на время «римских каникул».
Позже в карьере исполнителя часто появлялись роли невзрачных с виду, но харизматичных и характерных персонажей. В 80-х выходят на экраны телефильмы «Место встречи изменить нельзя» и «Семнадцать мгновений весны», которые вошли в сокровищницу советского кинематографа. Последние годы актер не брался за новые проекты в театре и боялся, что его подведет болезнь.
Скончался 4 марта 1992 года в Лондоне, не дожив дня до предстоящей операции на сердце.
Элла Некрасова (1926–2008)
В роли модельера появилась Элла Некрасова. Исполнительница героинь второго плана известна по фильму «Мимо окон идут поезда». После съемок у Рязанова актриса снималась в 2-3 проектах в год и завершила кинокарьеру в 1991-м. О личной жизни артистки ничего не известно.
Роль в фильме «Невероятные приключения итальянцев в России» оказалась одной из ярких работ исполнительницы. О последних годах жизни информации нет.
Скончалась 13 февраля 2008 года.
Ольга Аросева (1925–2013)
Маму милиционера в фильме «Невероятные приключения итальянцев в России» сыграла Ольга Аросева. Изначально советская знаменитость была возмущена предложением сыграть эпизодическую роль, на что Рязанов убедил звезду заверениями, что съемки будут в Италии.
Тогда Ольга Александровна, известная по роли пани Моники в проекте «Кабачок «12 стульев»», не упустила возможность отдохнуть в Европе и умело разыграла болезнь, чтобы отдых за рубежом продлился месяц.
Исполнительница, признанная королевой комедии, в начале нового столетия появилась в сериалах «Самая красивая», «Сваты», «Приключения мага».
По утверждению режиссёра Эльдара Рязанова, в фильме «Невероятные приключения итальянцев в России» нет ни одного комбинированного кадра — все трюки были «чистыми». Зритель не должен был иметь повод сказать: «Это жульничество, тут нас обманули, это все — техника кино!» — так решили создатели. А самым трудным трюком — была посадка самолета на шоссе. В мировом кино до сих пор не было подобного кадра, сделанного по-настоящему, не путем комбинированных съемок.
Дело в том, что когда реактивный лайнер садится на взлетно-посадочную полосу аэродрома, то сила удара такова, что толщина бетона или асфальта должна быть не менее 70—80 сантиметров. Шоссейных дорог с таким глубоким покрытием не существует. Кроме стратегических, секретных. Туда ход был закрыт, из гражданских — ни одна автострада для посадки многотонного Ту-134 не годилась
Обдумав все возможные варианты, создатели приняли решение: «загримировать» под шоссе аэродромную полосу. Со взлетно-посадочной дорожки удалили опознавательные знаки, прожектора и прочие авиационные обозначения. Маляры начертили на бетоне белые линии, какие обычно нарисованы на автострадах
Вдоль полосы высадили деревья, установили светофоры, киоски, бочку с квасом, а также указатель «Москва — 140 км». Но главное — нужно было приземлить самолет среди едущих автомобилей. Какой летчик решится на это?
Трюк снимали на Ульяновском аэродроме, в школе пилотов гражданской авиации. Заместитель начальника школы Иван Антонович Таращан предложил: «Возьмите письмо из Министерства гражданской авиации, в котором мне позволят летать с нарушением инструкции, и я выполню трюк». Но когда создатели фильма заикнулись об этом в министерстве, с ними просто не стали разговаривать. «Это смертельно опасно! Это запрещено!» — категорически заявили там. Никто не хотел рисковать. Среди руководителей гражданской авиации безумца не нашлось. Так что Рязанов и компания приехали в Ульяновск без письма министерства
Летчик Иван Антонович Таращан сначала наотрез отказался выполнить просьбу — посадить самолет на взлетную полосу, по которой будут ездить автомобили. Но где-то в глубине души замечательному пилоту хотелось совершить трюк, какого еще никто не исполнял. Понимая огромную ответственность, которая лежит на нем, он потребовал: «Машины — только легковые, за рулями — только летчики: в этой чрезвычайной ситуации им легче будет ориентироваться мгновенно и безошибочно»
Созвали всех летчиков, имеющих личные машины, и «мобилизовали» их на съемку. По краям взлетной полосы навстречу друг другу бежали легковые автомобили, и Таращан безупречно посадил гигантский лайнер. В прессе я встречал, что трюк снимали шесть дублей, и все шесть раз Таращан безупречно сажал машину. Но не думаю, что итальянские продюсеры, экономившие на всём, выделили средства на шесть взлётов воздушного лайнера. Да и сложность, опасность самого трюка, думаю, исключает возможность шестикратного его повтора
Потом в фильме следовали кадры, как Ту-134 едет по шоссе, автомобили снуют у него под крыльями, обгоняют, самолет проезжает по улице городка. Эти проезды снимались на резервной полосе аэродрома, где построили декорации домов, установили светофоры. По тротуарам спешили люди, бежали дети, за квасом стояла очередь. И во всей этой натуральной уличной суете самолет-гигант выглядел независимым, добродушным и смешным великаном среди лилипутов — машин и людей.
При подготовке материала использовались кадры из художественного фильма «Невероятные приключения итальянцев в России», режиссеры: Эльдар Рязанов, Франко Проспери, 1974 год
Фрагменты книги Эльдара Рязанова «НЕподведенные итоги». М: Издательство «Вагриус», 2007 год
Необычайно известная когда-то на родине актриса Антония Сантилли в 1970-х годах взорвала советский кинематограф. Она исполнила роль Ольги в эффектной комедии «Невероятные приключения итальянцев в России». Как ни удивительно, это было последнее появление 24-летней звезды на экране. «РГ» решила выяснить, как очаровательная иностранка появилась в большом кино, и куда она пропала.
Кроме того, в СССР Антонию научили. водить машину. Это было первой необходимостью, ведь фишкой «Итальянцев» стали сумасшедшие трюки и погони на «Жигулях» и «Москвиче». Во время опасных маневров за руль сажали каскадера в парике, но на «спокойных» крупных планах за «баранкой» находилась сама Антония.
И лишь одно неудобство итальянка испытала в России — в фильме звучит не ее голос, ведь русского она тоже не выучила. Получилось все равно очень гармонично: кладоискательницу Ольгу озвучивала «королева дубляжа» Наталья Гурзо, получившая особенно широкую известность после выхода фильма «Гараж» (здесь она сыграла невесту профессора Смирновского).
Цензоры были восхищены Антонией. Пожалуй, из-за этого «Итальянцев» практически не «резали». Оставили даже эпизод, в котором Сантилли на несколько мгновений предстает обнаженной — Эльдар Рязанов серьезно рисковал, включив пикантный момент в советский фильм.
Трудно поверить, но в августе Антонии Сантилли исполнится 66 лет. Краткий биографический очерк о ней можно найти на любом профильном итальянском сайте. Но день рождения, скорее всего, она проведет на собственной вилле и без особой помпезности: даже местные светские хроникеры еще ни разу не побывали на именинах и других семейных торжествах итальянско-советской звезды.
Карьерой Антония Сантилли обязана не только внешними данными, но и гороскопу. Она родилась под знаком Льва, и обладает твердым характером. Родившись в 1949 году в небольшой коммуне Спиньо-Сатурния, она уже к 24 годам обрела популярность в Италии и СССР, а затем — и личное счастье в Риме.
45 лет назад вышла замечательная комедия «Невероятные приключения итальянцев в России». Это была совместная работа Эльдара Рязанова и итальянца Франко Проспери. За первый год проката фильм посмотрело 50 млн. советских граждан, а сама картина занимает 39 место по посещаемости за всю историю советского кинопроката.
Оказывается, сценарий фильма ( первоначальное название «спагетти по-русски») был написан ещё в 1970 году, но долгое время лежал на полке. Но после того как одна итальянская компания оказалась должна Мосфильму деньги (после совместного фильма «Ватерлоо») было решено дать картине зеленый свет.
Кстати, по воспоминаниям съёмочной группы итальянская кинокомпания экономила буквально на всём: самые дешёвые гостиницы, реквизит и даже итальянские актёры были выбраны малоизвестные с небольшими гонорарами.
Возможно, поэтому с итальянскими актерами было много проблем во время съемок: они постоянно жаловались на тяжелые условия съёмок, торопились с текстом, не хотели сниматься со львом и отказывались выполнять трюки. На их фоне Андрей Миронов выглядел просто фантастически! Ведь он без каскадера спускался с 6 этажа гостиницы по ковровой дорожке, лез по лестнице пожарной машины, которая мчалась 60 км/ч., и перебирался на Жигули, а потом в салон, а также снимался по несколько дублей в одиночку со львом!
Легендарная сцена с посадкой самолета снималась на Ульяновском аэродроме, а роль шоссе исполняла взлетно-посадочная полоса. Сцену снимали целых 6 раз и всегда пилоты сажали самолет идеально. А вот сцена поездки самолета с автомобилями была снята на резервной полосе и роли водителей легковых авто исполняли на всякий случай реальные летчики гражданской авиации из-за того, что у них лучше реакция в случае ЧП на съемочной площадке.
Для съемки погони было приобретено 5 «Жигулей» и 5 «Москвичей», а также 2 «Фиата». Любопытно, что Антония Сантилли, исполнившая роль Ольги, до съемок абсолютно не умела водить, её научили самым азам, а все трюки выполнял дублер в парике.
Трагический случай произошел на съемках с главным героем — львом Кингом. Его оставили на территории неработающей школы, дрессировщика и хозяина рядом не было, когда по нелепому стечению обстоятельств на территорию проник студент, который искал свою собаку. Лев напал на него, а оказавшийся недалеко милиционер прибежал на крики и отстрелял всю обойму табельного оружия в животное.
В Италии фильм вышел под названием «Одна безумная, безумная, безумная гонка по России» и провалился в прокате.
В 1970 году Эльдар Рязанов и Эмиль Брагинский подали в Госкино сценарную заявку комедии «Спагетти по-русски». По задумке, группа итальянцев разыскивала клад в Ярославле, а советский милиционер не дал вывезти сокровище из СССР.
Продюсер картины Дино де Лаурентис раскритиковал изначальный сценарий, потребовав зрелищности, гэгов и экшна, вплоть до популярного в западном кино швыряния тортом в лицо. В сценарий срочно вписали погони и трюки. Эльдар Рязанов, увидев, что стало с текстом после правок итальянских продюсеров, мрачно сказал: «Мне жаль того, кто будет это снимать». В итоге, не без давления Госкино, режиссёром стал сам Рязанов, и снял почти всю картину за рекордные два месяца.
Актёров итальянская сторона подбирала сама. Алигьеро Носкезе был пародистом, Антония Сантилли снималась, в основном, в эротических фильмах, но ради «Невероятных приключений…» отказалась от участия в американской драме «Серпико». Тано Чимароза был актёром кукольного театра, и только Нинетто Даволи был популярен — он снимался у знаменитых режиссёров Пазолини и Бертолуччи и был одним из ведущих актёров 70-х.
Ручной лев Кинг вырос в квартире, он был домашним животным семьи архитектора Берберова. Но так как дрессировки Кинг не знал, то поведение на съёмочной площадке оставляло желать лучшего. Если льву что-то не хотелось делать, то вся киногруппа была вынуждена подстраиваться под желания зверя. В одной из сцен лев отказывался бежать и даже хозяин не мог ничего с этом сделать, в другой — не захотел прыгать в окно склада матрёшек и эпизод снимали четрые дня. Актёры льва боялись и на контакт с ним пошёл только Андрей Миронов… Кинг не успел досняться в фильме, в перерыве между съёмками прыгнул на случайно забравшегося на территорию человека и был застрелен милицией. Эльдар Рязанов поклялся больше никогда не снимать животных в своих фильмах.
В фильме было множество трюков и экшн-сцен, а самой зрелищной стала посадка самолета на шоссе. Снимали её шесть раз на Ульяновском аэродроме. Взлётно-посадочную полосу разметили под шоссе, а автомобилями управляли каскадёры и пилоты. Лётчики знали на что обращать внимание при посадке лайнера и могли бы быстро уйти с траектории, если что-то пошло бы не так.
Зрители, которые сразу же полюбили «итальянцев», даже не подозревали как тяжело было работать над фильмом режиссёру. Помимо своенравного льва хлопот добавляли и иностранные актёры. Они не понимали поставленных задач, отказывались от трюков, жаловались на перегрузку и не попадали в темп, то запаздывая с текстом, то выпаливая всё раньше времени… Никто из них с отечественными режиссёрами больше не работал. Антония Сантилли вообще в кино больше не снималась, Алигьеро Носкезе снялся ещё в одном фильме, страдал от депрессий и застрелился в 1979 году, Тано Чимароза снимался редко — работал в театре марионеток, а Нинетто Даволи успешно продолжил карьеру в кино и на телевидении. О съемках в «Невероятных приключениях…» никто особо не вспоминал. В итальянском прокате фильм прошёл незаметно, зато в СССР он занял третье место по результатам года, уступив «Золоту Маккены» и «Калине красной».