Как в италии относятся к исламу

Бум новых верующих. Все больше итальянцев молятся Аллаху по пятницам. Их число, по оценке Ucoii, сделанной в 2012 году, составляет 70 тысяч. Каждый год четыре тысячи итальянцев обращаются в мусульманскую веру. Среди вновь обращенных много детей, рожденных в семьях иммигрантов, перебравшихся в Италию. Это уже второе поколение. Но много и итальянцев, которые пришли к исламу различными путями.

До своего отъезда в Тунис бывший вице-президент Центра исламской культуры в Болонье Даниэль Паррачино, обратившийся в ислам 30 лет тому назад, раздавал еду бедным вместе со священниками церкви Сан Джакомо Мажжоре.

В Милане итальянец (мать — японка) Яхья Серджо Яхе Паллавичини (Yahya Sergio Yahe Pallavicini), имам мечети на улице Меда является вице-президентом исламского религиозного сообщества (Coreis), которое ведет межрелигиозный диалог.

В Лигурии есть имам Хамза Роберто Пиккардо (Hamza Roberto Piccardo) 1952 года рождения. Он писатель, душа мечети в Империи и один из основателей, а также пресс-секретарь Союза исламских общин и организаций в Италии (Ucoii).

70 тысяч итальянцев-мусульман

Все больше итальянцев молятся Аллаху по пятницам. Их число, по оценке Ucoii, сделанной в 2012 году, составляет 70 тысяч. Каждый год четыре тысячи итальянцев обращаются в мусульманскую веру (в Германии их число составляет 4,5 тысячи, в Великобритании — пять тысяч). Среди вновь обращенных много детей, рожденных в семьях иммигрантов, перебравшихся в Италию. Это уже второе поколение. Но много и итальянцев, которые пришли к исламу различными путями. Некоторые из них были атеистами, другие разочаровались в католической религии, многих их них привлекают эзотерические доктрины и оккультизм.

Бум обращений

Границы этого контингента пока трудно определить, как трудно определить и причины обращения к исламу, но сделать это необходимо, чтобы избежать ошибочных обобщений и опасных заблуждений.

В этот широкий поток вливаются студенты, жены мусульман, любопытствующие рабочие, общающиеся с коллегами с Кораном в руке, профессионалы, предприниматели и преподаватели. К их числу принадлежал и двадцатилетний Джулиано Ибрагим Дельнево, проходивший в 2008 году по делу о терроризме и погибший в Сирии как боевик-джихадист. Он попал в порочный круг из-за страсти к исламу и социального неустройства.

Линия раздела между экстремизмом и толерантностью очень условная. Отделить зерна от плевел трудно, иногда невозможно, особенно в исламских центрах, стихийно возникших в гаражах и подсобных помещениях, которые часто остаются неформальными.

От молитв до непризнанных исламских школ всего один шаг. Президент ассоциации арабского мира в Италии Фоад Аоди (Foad Aodi) сказал Lettera43.it: «Чтобы избежать влияния просочившихся в общины радикальных мусульман, что приводит к конфликту внутри конфликта и разделяет самих мусульман, нужно заключить новый договор между государством и различными религиозными сообществами, как это было сделано для евреев, и позволить итальянцам посещать мечети».

Отличительные черты обратившихся

Первым шагом является сбор информации. Необходимо найти людей, отделившихся от итальянского общества. Распространенное общественное мнение пока что не допускает существования таких случаев. Но этот процесс идет подспудно на фоне недоверия. Отличительные черты обратившихся в ислам различны. «Обычно речь идет об одиноких людях среднего возраста из самых разных социальных слоев», — объясняет Аоди. Это в основном мужчины, но есть и женщины. Среди молодежи много студентов, любителей языка, арабской или исламской культуры, которые кончают тем, что становятся ярыми приверженцами ислама.

Индикатор социального неустройства

«Помимо увлеченности культурой, можно назвать три других глубоких причины: веру в Аллаха в результате откровения; духовный конфликт с предыдущей религией, в основном католической; психологические и социальные неурядицы», — заключил президент ассоциации арабского мира в Италии. Идеальными жертвами религиозных манипуляторов становятся слабые люди, пережившие трудный жизненный период.

В Италии 1,5 миллиона мусульман

Европол и Digos называют их «имамы с голубыми глазами» и считают, что это социальное явление должно вызывать тревогу. Но большинство обращенных безвредны, часто ими движет поиск духовности после стольких лет атеизма и ничем не сдерживаемого потребительского отношения к жизни.

Согласно данным Ucoii и досье Caritas Migranti, в 2011 году в Италии проживало примерно 1,5 миллиона мусульман и насчитывалось 550-600 мечетей, включая и стихийно возникшие места отправления культа. Прогнозируется, что к 2050 году в Италии будет жить более 2,6 миллиона мусульман во главе с шестьюстами имамами. Среди них есть те, кто все свое время посвящает проповеди, и те, кто делит его между работой и верой. Некоторые из них — самоучки.

Показательна история Доменико Абдуллы Буффарини из региона Венето, бывшего политика из Коммунистической партии Италии и масона, который в 69 лет обратился в ислам. С 2007 года его можно регулярно видеть с молельным ковриком в мечети в Виченце.

Молитвы на итальянском языке

Во многих местах отправления исламского культа пятничная молитва произносится на итальянском языке. Много итальянцев каждый день поднимаются на утреннюю молитву при пении муэдзина. «В исламской религии имам не является священником, но он должен хорошо знать и ревностно соблюдать все обряды, а для этого необходимо посещать школу. Наше сообщество предпочитает иметь дело с подготовленными соответствующим образом проповедниками», — рассказал Иззеддин Элзир, президент Ucoii. Некоторые имамы посещали школу для учителей ислама в Падуе. Она была создана Международной мусульманской образовательной организацией (Isesco).

Школа имамов

В Падуе в 2012 году при поддержке Христианской ассоциации итальянских трудящихся (Acli) региона Венето в университете был открыт курс, позволяющий получить степень магистра по изучению ислама в Европе. На этот курс записались все имамы из Северной Африки.

«В начале девяностых годов в Италии насчитывалось чуть больше 150 тысяч мусульман, — сказал Элзир. — Времена переменились из-за потока иммигрантов и из-за вновь обращенных. Среди них много женщин, но панорама широка и еще не стабилизировалась окончательно».

На фоне уменьшения числа верующих из исламских стран, которые из-за кризиса возвращаются на родину или переселяются в пределах Европы, растет число итальянцев-мусульман.

«Для человека характерен поиск веры. Может быть, эту тенденцию усиливает экономический и моральный кризис на Западе, — объяснил Элзир. — Государство еще не доросло до понимания необходимости уравнять все культы с католической религией. Но в живом и свободном обществе каждый находит ответы на свои вопросы».

Почему итальянцы, разочаровавшиеся в католицизме, принимают Ислам?

Все больше итальянцев приходят в мечети на пятничный намаз. Их число, по оценке Союза исламских общин и организаций в Италии (Ucoii), проводившейся в 2012 году, составляет 70 тысяч.

Каждый год четыре тысячи итальянцев обращаются в Ислам (для справки: в Германии количество новообращенных составляет 4,5 тысячи, в Великобритании — пять). Среди вновь обращенных много детей, рожденных в семьях иммигрантов, перебравшихся в Италию. Это уже второе поколение. Но много и итальянцев, которые пришли в Ислам различными путями. Некоторые из них были атеистами, а другие разочаровались в католической религии.

Границы этого контингента пока трудно определить, как трудно определить и причины обращения к Исламу, но сделать это необходимо, чтобы избежать ошибочных обобщений и опасных заблуждений.

В этот широкий поток вливаются студенты, жены мусульман, любопытствующие рабочие, общающиеся с коллегами с Кораном в руке, предприниматели и преподаватели.

Отличительные черты обратившихся в Ислам различны. Обычно речь идет об одиноких людях среднего возраста из самых разных социальных слоев. Это в основном мужчины, но есть и женщины. Среди молодежи много студентов, любителей языка, арабской или исламской культуры, которые становятся приверженцами ислама.

«Помимо увлеченности культурой, можно назвать три других глубоких причины: веру в Аллаха в результате откровения; духовный конфликт с предыдущей религией, в основном католической; психологические и социальные неурядицы», — говорит президент ассоциации арабского мира в Италии.

В Италии 1,5 миллиона мусульман. Европол и Digos называют их «имамы с голубыми глазами» и считают, что это социальное явление должно вызывать тревогу. Но большинство обращенных безвредны, часто ими движет поиск духовности после стольких лет атеизма и ничем не сдерживаемого потребительского отношения к жизни.

Согласно данным статистики, в 2011 году в Италии проживало примерно 1,5 миллиона мусульман и насчитывалось 550-600 мечетей, включая и стихийно возникшие места отправления культа. Прогнозируется, что к 2050 году в Италии будет жить более 2,6 миллиона мусульман во главе с шестьюстами имамами. Среди них есть те, кто все свое время посвящает проповеди, и те, кто делит его между работой и верой. Некоторые из них — самоучки.

Показательна история Доменико Абдуллы Буффарини из региона Венето, бывшего политика из Коммунистической партии Италии, который в 69 лет принял Ислам. С 2007 года его можно регулярно видеть с молельным ковриком в мечети в Виченце.

Во многих местах традиционная пятничная проповедь читается на итальянском языке. Много итальянцев каждый день поднимаются на утреннюю молитву по призыву муэдзина. «В исламской религии имам не является священником, но он должен хорошо знать и ревностно соблюдать все обряды, а для этого необходимо посещать школу. Наше сообщество предпочитает иметь дело с подготовленными соответствующим образом проповедниками», — рассказал Иззеддин Элзир, президент Ucoii. Некоторые имамы посещали школу для учителей ислама в Падуе. Она была создана Международной мусульманской образовательной организацией (Isesco).

В Падуе в 2012 году при поддержке Христианской ассоциации итальянских трудящихся (Acli) региона Венето в университете был открыт курс, позволяющий получить степень магистра по изучению ислама в Европе. На этот курс записались все имамы из Северной Африки.

«В начале девяностых годов в Италии насчитывалось чуть больше 150 тысяч мусульман, — сказал Элзир. — Времена переменились из-за потока иммигрантов и из-за вновь обращенных. Среди них много женщин, но панорама широка и еще не стабилизировалась окончательно».

На фоне уменьшения числа верующих из исламских стран, которые из-за кризиса возвращаются на родину или переселяются в пределах Европы, растет число итальянцев-мусульман.

«Для человека характерен поиск веры. Может быть, эту тенденцию усиливает экономический и моральный кризис на Западе, — объяснил Элзир. — Государство еще не доросло до понимания необходимости уравнять все культы с католической религией. Но в живом и свободном обществе каждый находит ответы на свои вопросы».

Принято считать, что во всех странах Европы преобладающей религией является христианство. Но это не совсем так. В этой части света есть государства, в которых значительную часть населения составляют мусульмане. В этом материале вы узнаете о 5 европейских странах с наибольшим вероисповеданием ислама!

Турция

Номинально к Европе относится только 3% турецкой территории. Этот регион когда-то называли Восточной Фракией. Тем не менее, Турция входит в список самых мусульманских европейских стран: по данным соцопросов, ислам здесь исповедует 97,8% всего населения.

Но даже если ограничиться европейской частью Турции, то страна всё равно будет в лидерах! Здесь живёт 11 миллионов человек, 90% из которых исповедует ислам. Это больше, чем население почти всех соседних стран.

Албания и Северная Македония

До XV века страна исповедовала христианство. Однако затем страна была завоевана и попала под диктат Османской империи. Иноверцев не заставляли менять религию, однако заставляли платить огромные налоги. Чтобы избежать этого, а также получить привилегии от султана, албанцы массово принимали ислам.

Сегодня количество мусульман в Албании по различным оценкам составляет от 60 до 80% населения. Это 2-2.5 миллиона человек. А вместе с Косово, где преимущественно живут албанцы-мусульмане (93%), это число увеличится до 4.5-5 миллионов.

Кроме того, албанцы живут ещё и в Северной Македонии, где составляют треть от всей численности населения страны. Они исповедуют ислам, и, соответственно, 33% жителей здесь – мусульмане. Это ещё 700 тысяч человек, и в таком случае мусульман в этом регионе насчитывается 5-6 миллионов.

Босния и Герцеговина

Образование Боснийского государства, расположенного в западной части Балкан, историки относят к X-XI векам. Исламизация его жителей, которые ранее являлись последователями самостоятельной Боснийской Церкви, началась после захвата страны турками в 1463 году.

Сегодня в этом государстве доля жителей-мусульман составляет 42%. В стране часто вспыхивают кризисы, в том числе на религиозной почве.

Россия

В европейском регионе нашей страны по разным оценкам проживает от 15 до 25 миллионов мусульман! Это около 14% населения России и самое большое число исповедующих ислам в Европе. Больше всего их на Кавказе и в Поволжье, также в Москве и других мегаполисах.

Другие страны

Если в вышеперечисленных странах мусульмане появились по историческим причинам (захват территорий, исламизация жителей), то в последние полвека усилилась миграция из арабских стран в наиболее богатые государства Европы.

Из-за этого во Франции и Германии сегодня проживает по 5 миллионов мусульман – 8% и 6% от общей численности стран. Великобритания приютила 3 миллиона – 5% от населения. В Италии живёт 2 миллиона мусульман – 3% от всех жителей. Мигранты с трудом встраиваются в европейское общество и не желают отказываться от своей религии.

Как вы думаете, ускорится ли исламизация Европы в ближайшие годы? Поделитесь своим мнением в комментариях! А также читайте: 7 крупнейших национальных меньшинств, живущих в России

Ислам в Италии – само это словосочетание вызывает диссонанс. Ведь подумайте: в государстве, в столице которого находится Ватикан – город-государство, центр Римско-Католической Церкви. Однако давайте заглянем в далекую историю, в глубь веков. Оказывается, в Италии ислам получил широкое распространение раньше многих других западноевропейских стран – еще более тысячи лет назад.

В средние века ислам был широко распространенной религией в отдельных регионах на юге страны (Южная Италия) в эпоху арабских завоеваний. К примеру, Барийский эмират существовал на юге полуострова с 847 по 871 год. Гораздо дольше, с 700 по 1091 г. (почти 400 лет!) мусульмане контролировали острова Пантеллерия, Сицилия, Мальта, которые условно назывались Сицилийский эмират, хотя на последнем этапе своего существования он представлял собой несколько мусульманских княжеств со значительной долей христианского и крипто-христианского населения. Именно тогда на острове Сицилия помимо мусульманской Испании утвердилась арабо-исламская цивилизация, оставившая заметный отпечаток на культуре и искусстве этого региона. Как безмолвные свидетели канувшей в лету истории – прекрасные архитектурные памятники в Палермо и других городах и селениях острова, его топонимика, яркие образцы декоративного и прикладного искусства, уникальные экспозиции в сицилийских музеях, книги и рукописи на арабском языке, в том числе древние тексты Корана, хранимые в крупнейших библиотеках острова.

В первой половине IX века мусульмане на короткое время завоевали Корсику и часть Сардинии. Впоследствии ими была завоевана и Мальта. Фактически, западное Средиземноморье стало внутренним морем исламских государств.

За несколько столетий исламская цивилизация в Италии смогла создать прекрасные образцы зодчества, некоторые из них сохранились до настоящего времени на Сицилии. Вплоть до XIV столетия арабский язык был одним из языков общения сицилийцев. И в настоящее время в сицилийском языке сохранилось множество арабизмов, как память о тех временах, когда островом владели мусульмане.

Ряд памятников, связанных с арабами, а также с турками, сохранился и на самом континенте. Позже, уже в эпоху Возрождения, ислам нашел отражение в культурной традиции средневековой Италии. Норманское завоевание Сицилии положило конец существованию исламской государственности. Однако значительные мусульманские общины сохранялись на Сицилии вплоть до начала ХIV века. Нельзя не отметить, что влияния исламской культуры и архитектуры ощущается в Италии и сегодня.

На сегодняшний день ислам в Италии, как и во многих других странах Западной Европы, получил новое распространение, и представлен здесь на двух уровнях. С одной стороны, это сами итальянцы, в разное время принявшие ислам. Их насчитывается свыше 10-15 тысяч человек, хотя иногда называются и более существенные цифры – вплоть до 30-50 тысяч. Но основная масса мусульман в Италии – это иммигранты, выходцы из примерно 30 стран Азии и Африки, число которых достигло 560 тысяч человек. Речь идет о людях, имеющих итальянское гражданство или временный вид на жительство и работу. По некоторым данным, число иммигрантов-мусульман по стране может достигать даже одного миллиона. Процесс массового притока иммигрантов в Италию, включая и выходцев из мусульманских стран, относится к середине 80-х годов, хотя отдельные исламские общины существовали и ранее. В них состояли по большей части выходцы из африканской страны Сомали и Ливии, которые были в свое время итальянскими колониями.

На подходе уже второе поколение итальянских мусульман, детей первой волны иммигрантов. Постепенная интеграция мусульман в реальность итальянского общества не смогла отлучить мигрантов от их этнических и конфессиональных корней.

Если говорить о месте ислама в Италии, то, как и в соседней Франции, религия Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) находится сразу после католицизма. В связи со значительным увеличением числа иммигрантов за последние полтора десятилетия стали все явственнее проявляться четкие организационные формы религиозной жизни итальянских мусульман. Сначала возникали общины, открывались молельные дома, мечети, а затем стали основываться и различные исламские культурные ассоциации. По данным, опубликованным в миланской газете «Иль Джорнал», к 2002 году в Италии насчитывалось 350 мечетей и молельных домов, из которых примерно треть называется мечетями, хотя только единицы из них имеют характерный купол и минарет. Этнические различия между иммигрантами-мусульманами не позволяют пока говорить о каком-то характерном единстве между ними. Зачастую они опираются прежде всего на национальную общность, что приводит к созданию параллельных структур. Это, например, марокканцы, составляющие самую многочисленную исламскую общину в Италии. Их более 100 тысяч человек, за ними вдвое меньшим числом идут тунисцы и албанцы. Далее следуют сенегальцы, которые создали такие формы единения, как мусульманские братства, занимающиеся не только вопросами культа, но и работающие над решением социально-экономических проблем общины. Они придерживаются принципов солидарности ее членов и действуют автономно от других мусульманских организаций.

Несмотря на разнообразие этнических и религиозных общин, в Италии существуют и такие исламские центры, к которым тянутся мусульмане разного происхождения, в том числе итальянцы, исповедующие ислам. Подобных центров насчитывается в стране более тридцати, но самые известные из них находятся в Милане и Риме, а на юге страны ими являются Неаполь и отчасти Палермо. В Милане – это исламский центр и Исламский институт культуры, основанные при соответствующих мечетях. Первый из них создан еще в 1977 году, и ведущую роль в нем играют мусульмане-итальянцы, исповедующие ислам суннитского толка. Этот центр проводит различные мероприятия по исламской тематике, выпускает вестники на итальянском и арабском языках, распространяет литературу, организует различные курсы, занимается реализацией дозволенного шариатом мяса халяль. Старейшиной миланских мусульман считается Абдал Вахид Паллавичини, представитель одной из самых известных итальянских фамилий. Исламский институт культуры и его мечети связаны прежде всего с многочисленными иммигрантами, которые во время пятничного намаза из-за нехватки места молятся даже на прилегающей улице. Институт также проводит большую работу среди верующих.

Другой важный центр мусульман — это Рим и великолепная мечеть, построенная здесь в 1995 году и считающаяся самой крупной в Западной Европе. Она находится в ведении Итальянского исламского института культуры, связанного с аккредитованными в Риме посольствами мусульманских стран. Дипломатические представители этих стран входят в состав руководящего совета института.

Ислам в Италии – само это словосочетание вызывает диссонанс. Ведь подумайте: в государстве, в столице которого находится Ватикан – город-государство, центр Римско-Католической Церкви. Однако давайте заглянем в далекую историю, в глубь веков. Оказывается, в Италии ислам получил широкое распространение раньше многих других западноевропейских стран – еще более тысячи лет назад.

В средние века ислам был широко распространенной религией в отдельных регионах на юге страны (Южная Италия) в эпоху арабских завоеваний. К примеру, Барийский эмират существовал на юге полуострова с 847 по 871 год. Гораздо дольше, с 700 по 1091 г. (почти 400 лет!) мусульмане контролировали острова Пантеллерия, Сицилия, Мальта, которые условно назывались Сицилийский эмират, хотя на последнем этапе своего существования он представлял собой несколько мусульманских княжеств со значительной долей христианского и крипто-христианского населения. Именно тогда на острове Сицилия помимо мусульманской Испании утвердилась арабо-исламская цивилизация, оставившая заметный отпечаток на культуре и искусстве этого региона. Как безмолвные свидетели канувшей в лету истории – прекрасные архитектурные памятники в Палермо и других городах и селениях острова, его топонимика, яркие образцы декоративного и прикладного искусства, уникальные экспозиции в сицилийских музеях, книги и рукописи на арабском языке, в том числе древние тексты Корана, хранимые в крупнейших библиотеках острова.

В первой половине IX века мусульмане на короткое время завоевали Корсику и часть Сардинии. Впоследствии ими была завоевана и Мальта. Фактически, западное Средиземноморье стало внутренним морем исламских государств.

За несколько столетий исламская цивилизация в Италии смогла создать прекрасные образцы зодчества, некоторые из них сохранились до настоящего времени на Сицилии. Вплоть до XIV столетия арабский язык был одним из языков общения сицилийцев. И в настоящее время в сицилийском языке сохранилось множество арабизмов, как память о тех временах, когда островом владели мусульмане.

Ряд памятников, связанных с арабами, а также с турками, сохранился и на самом континенте. Позже, уже в эпоху Возрождения, ислам нашел отражение в культурной традиции средневековой Италии. Норманское завоевание Сицилии положило конец существованию исламской государственности. Однако значительные мусульманские общины сохранялись на Сицилии вплоть до начала ХIV века. Нельзя не отметить, что влияния исламской культуры и архитектуры ощущается в Италии и сегодня.

На сегодняшний день ислам в Италии, как и во многих других странах Западной Европы, получил новое распространение, и представлен здесь на двух уровнях. С одной стороны, это сами итальянцы, в разное время принявшие ислам. Их насчитывается свыше 10-15 тысяч человек, хотя иногда называются и более существенные цифры – вплоть до 30-50 тысяч. Но основная масса мусульман в Италии – это иммигранты, выходцы из примерно 30 стран Азии и Африки, число которых достигло 560 тысяч человек. Речь идет о людях, имеющих итальянское гражданство или временный вид на жительство и работу. По некоторым данным, число иммигрантов-мусульман по стране может достигать даже одного миллиона. Процесс массового притока иммигрантов в Италию, включая и выходцев из мусульманских стран, относится к середине 80-х годов, хотя отдельные исламские общины существовали и ранее. В них состояли по большей части выходцы из африканской страны Сомали и Ливии, которые были в свое время итальянскими колониями.

На подходе уже второе поколение итальянских мусульман, детей первой волны иммигрантов. Постепенная интеграция мусульман в реальность итальянского общества не смогла отлучить мигрантов от их этнических и конфессиональных корней.

Если говорить о месте ислама в Италии, то, как и в соседней Франции, религия Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) находится сразу после католицизма. В связи со значительным увеличением числа иммигрантов за последние полтора десятилетия стали все явственнее проявляться четкие организационные формы религиозной жизни итальянских мусульман. Сначала возникали общины, открывались молельные дома, мечети, а затем стали основываться и различные исламские культурные ассоциации. По данным, опубликованным в миланской газете «Иль Джорнал», к 2002 году в Италии насчитывалось 350 мечетей и молельных домов, из которых примерно треть называется мечетями, хотя только единицы из них имеют характерный купол и минарет. Этнические различия между иммигрантами-мусульманами не позволяют пока говорить о каком-то характерном единстве между ними. Зачастую они опираются прежде всего на национальную общность, что приводит к созданию параллельных структур. Это, например, марокканцы, составляющие самую многочисленную исламскую общину в Италии. Их более 100 тысяч человек, за ними вдвое меньшим числом идут тунисцы и албанцы. Далее следуют сенегальцы, которые создали такие формы единения, как мусульманские братства, занимающиеся не только вопросами культа, но и работающие над решением социально-экономических проблем общины. Они придерживаются принципов солидарности ее членов и действуют автономно от других мусульманских организаций.

Несмотря на разнообразие этнических и религиозных общин, в Италии существуют и такие исламские центры, к которым тянутся мусульмане разного происхождения, в том числе итальянцы, исповедующие ислам. Подобных центров насчитывается в стране более тридцати, но самые известные из них находятся в Милане и Риме, а на юге страны ими являются Неаполь и отчасти Палермо. В Милане – это исламский центр и Исламский институт культуры, основанные при соответствующих мечетях. Первый из них создан еще в 1977 году, и ведущую роль в нем играют мусульмане-итальянцы, исповедующие ислам суннитского толка. Этот центр проводит различные мероприятия по исламской тематике, выпускает вестники на итальянском и арабском языках, распространяет литературу, организует различные курсы, занимается реализацией дозволенного шариатом мяса халяль. Старейшиной миланских мусульман считается Абдал Вахид Паллавичини, представитель одной из самых известных итальянских фамилий. Исламский институт культуры и его мечети связаны прежде всего с многочисленными иммигрантами, которые во время пятничного намаза из-за нехватки места молятся даже на прилегающей улице. Институт также проводит большую работу среди верующих.

Другой важный центр мусульман — это Рим и великолепная мечеть, построенная здесь в 1995 году и считающаяся самой крупной в Западной Европе. Она находится в ведении Итальянского исламского института культуры, связанного с аккредитованными в Риме посольствами мусульманских стран. Дипломатические представители этих стран входят в состав руководящего совета института.

Ильмира Гафиятуллина, Казань

Европа переживает демографический кризис: огромное количество мигрантов, низкая рождаемость коренного населения. Из-за тяжелых условий на Востоке в Европу мигрируют мусульмане. Как это сказывается на веротерпимости европейцев?

Отношение к мусульманам неоднородно. Негативное отношение преобладает в центральной и южной части. Самые терпимые области — Северная, Западная и Восточная Европа.

В Болгарии отдельный вопрос касался болгарских мусульман. К ним большинство относится терпимо. Это говорит о том, что, возможно, исламофобия в Европе основана не на ненависти к исламу, а на конфликте культур.

Больше всего не любят мусульман в Словакии (77%). Эта страна очень христианизирована, большинство населения — католики и протестанты. Мусульман в стране около 5 тысяч человек, при этом в Словакии нет ни одной мечети.

Также большинство населения Польши (66%), Чехии (64%), Венгрии (58%), Италии (55%), Греции (57%), Литвы (56%) не любят мусульман. Все эти страны очень религиозны , в них главенствующей религией является католицизм , за исключением Греции. Греция — православная страна. Греки не любят мусульман, потому что были долгое время под их оккупацией.

В Венгрии и Италии исламофобия снизилась после 2016 года, но произошло это за счет особой миграционной политики, которая жестко ограничивала приток мусульман в эти страны.

Наименьший процент нетерпимости к мусульманам показала Великобритания — всего 18% . Также в Западной и Северной Европе терпимыми странами являются Франция (22%), Нидерланды (28%), Германия (24%), Швеция (28%).

В этих странах преобладает лево-либеральное правительство. Низкий процент религиозных людей . Многие являются атеистами и агностиками, или для них религия просто не имеет важного значения в жизни.

Опрос на Pew Research Center показывает, что нетерпимость зависит от уровня образования в стране: у кого более высокий уровень, те меньше подвержены исламофобии. Но это лишь тенденция, а не правило.

Интересная ситуация сложилась в восточно-европейских странах , где высок уровень православных христиан.

В России нетерпимость к мусульманам составила всего 19%. Это связано с тем, что ислам является традиционной религией в России, все научились жить друг с другом. Тем более у нас ислам сосредоточился лишь в определенных субъектах: Татарстан, кавказские республики (Чечня, Дагестан и др.), Башкирия.

Каковы причины ненависти?

Главный фактор — высокий уровень христианизации. В центральной и южной Европе христианство занимает высокую роль в обществе, в отличии от Западной Европы. Ислам и христианство всегда конкурировали между собой, особенно во времена распространения ислама на Балканах.

В Западной Европе только в Испании высокая нетерпимость к исламу: почти половина населения не любит мусульман, и это логично, потому что страна очень христианизирована, плюсом имеет неприятный исторический опыт, который связан с мусульманкой экспансией.

В России нет серьёзного конфликта между исламом и христианством, потому что всё находится под контролем: ислам имеет свои точки сосредоточения в рамках республик, к тому же за тысячу лет мы научились дружить.

Всем доброго дня, дорогие друзья. И вот какую тему сегодня поднимем.

Большинство коренных народов Европы, без учета Кавказа и Поволжья, относятся к христианству: православной, католической или же протестантской его ветвями.

Но есть и вполне себе аборигенные европейские этносы, что еще столетия назад выбрали в качестве основной своей религии именно ислам. Причем еще в средние века. О европейцах-мусульманах и расскажу ниже.

Сразу стоит напомнить, что ислам в саму Европу впервые пришел очень рано — еще в VIII-м столетии нашей эры. Когда Испанию, Южную Италию (Бари, Сицилию), острова Мальту, Кипр и Крит покорили под Зеленым знаменем арабские завоеватели. Ислам под властью халифа тогда приняло немалое число местных романских жителей — предков испанцев и итальянцев. Но постепенно по мере реконкисты все они вернулись в лоно христианской церкви.

Любопытный момент. Мальтийцы, говорящие на близком арабскому языку, в массе своей являлись мусульманами аж до XIII-XIV вв. Хотя жили под властью христианских королей. И только потом папа Римский, пораженный новостью о крепости на острове ислама, велел срочно распространять тут учение Христово.

Второе пришествие мусульманской религии произошло уже в XV-XVI вв с завоеванием Балкан Османской империей. Сегодня ислам исповедует немало европейских народов, что прежде жили в составе этой державой.

Прежде всего, это — албанцы. Загадочный индоевропейский народ, говорящий на непонятным никому кроме них самих языке. Считается, что албанцы массово переходили в ислам, чтоб добиться привилегированного положения в Османской империи, добиться снижения налогов. Среди албанцев исповедует ислам более половины этноса, около 3,5 млн — особенно много мусульман среди албанцев Косово (95% жителей мятежного края — мусульмане, почти как в Турции).

Еще один исламский этнос Европы — бошняки, их около 3 млн. Южные славяне, близкие родственники сербов и хорватов, говорящие с ними де-факто на одном языке. Босняки приняли ислам также оказавшись завоеваны турками. Причем очень быстро и мирно. Но немного по другой причине, чем албанцы. Считается, что до османского нашествия среди босняков было немало сектантов-еретиков — богумилов. Эти ребята за свою «неправильную» веру отхватывали по щам от всех соседей: и от католических, и от православных. Потому и решили выбрать ислам.

Тем более, что само богумильство по своим базовым принципам (отказ от креста, икон, культа святых и Богородицы) чем-то напоминает мусульманскую веру. Сегодня в самой Боснии ислам исповедует свыше половины населения.

Есть и более мелкие субэтносы европейских народов, что также исповедуют ислам. Это в частности горанцы , живущие в Сербии (в том числе, в Косово). Помаки — болгары-мусульмане, которых может быть до миллиона человек. А также около 200 тысяч торбешей — македонцев-мусульман. Есть мусульмане и среди черногорцев — так называемые потуреченцы (они же муслимане или кучи ).

Эти люди принимали ислам по причине желания снизить налоги, войти в элиту Османской империи, избавиться от позорного клейма «райя (стадо»), как именовали в Блистательной Порте всех немусульман. Ну и под жестким давлением османских властей тоже.

И даже среди сербов исторически есть особая прослойка мусульман, которых не стоит путать с бошняками. Это — сербы-мусульмане (Срби мухамеданци). Самый известный серб-мусульманин, это разумеется, знаменитый режиссер Эмир Кустурица.

Современную эру называют, кстати, эпохой третьего пришествия ислама в Европу. Число мусульман в Европе снова стремительно растет — на этот раз уже в западной и северной части континента. Правда, в основном за счет многодетных мигрантов из восточных стран.

Кто знает, насколько крепко эти смуглолицые ребята смогут прогнуть под себя старушку-Европу, как глубоко пустят здесь корни, станут ли здесь большинством населения? Что думаете по этому поводу, дорогие товарищи?