Мы привыкли думать, что Италия — это там, где тепло, вкусно и романтично. В Италии повсюду море, цветы, яркие витрины магазинов и ажурные церкви, а итальянцы — открытый и обаятельный черноглазый народ, представители которого все до единого хорошо поют, едят макароны и пиццу, смотрят футбол и живут по принципу «dolce far niente» (сладкого ничегонеделания). Так ли все это на самом деле? Называют ли они себя «итальянцами», или миланцы, римляне и сицилийцы — каждый сам за себя, а жители одного города ненавидят жителей другого, как во времена далекого Средневековья? Смог ли Гарибальди в 1863 г. объединить Италию, или ее единство — лишь мнимо? Ответы на эти и другие вопросы вы узнаете на лекции.
Лектор — Татьяна Быстрова, кандидат филологических наук, переводчик, преподаватель кафедры европейских языков РГГУ, читает курсы «Практический курс итальянского языка», «Практика перевода», «Страноведение Италии».
На основе пресс-релиза
Читайте про другие
события
Другие городские события / лекция
Алла Гербер — из тех самых шестидесятников. В 60-х она писала статьи о культуре для газет и журналов. И как она сама признавалась, эта тема была в те годы единственной возможностью говорить честно и искренне, пока всё остальное подвергалось жесткой цензуре.
AdIndex City Conference
Город AdIndex City снова распахнет свои двери для всех, кто, невзирая на происходящее вокруг, продолжает создавать рекламный продукт и делать свой бизнес полезным для потребителей, клиентов и партнеров.
Далее — прямая речь.
Стабильная динамика
Все это затевалось только для спасения представителей русской национальности, проживающих за пределами границ Российской Федерации, и защиты интересов России от иностранных угроз.
Каждый, кто достаточно умен, чтобы понять проблемы, с которыми сталкивается полноценная боевая армия, также должен осознавать, насколько важна квалифицированная и целенаправленная система логистики и снабжения, если вы хотите, чтобы все работало нормально.
В данном случае русским также приходится обеспечивать продовольствием, жильем и медикаментами гражданское население, сильно пострадавшее от конфликта, восстанавливать разрушенную инфраструктуру, чтобы обеспечить хотя бы базовые удобства — электричество и питьевую воду. Эти задачи требуют огромных материальных и человеческих ресурсов.
Об обстановке в Европе
К сожалению, люди все еще верят новостям. Чтобы заставить их посмотреть правде в глаза, нужно время и определенные усилия. Цены на топливо или газ просто бешеные, энергия нормируется, сырья становится все меньше — это последствия бесполезных санкций.
Об украинских беженцах
Я читал о различных угрозах со стороны украинских бандитов в адрес итальянцев, которые протестуют против санкций и русофобской демагогии, которую распространяют средства массовой информации. До сих пор не было никаких насильственных действий с какой-либо стороны, и я надеюсь, что ничего подобного никогда не произойдет, но у меня много сомнений на этот счет.
Итальянцы в роли оккупантов воспринимаются в настоящее время
как нелепость, но в конце XIX века и в начале XX было немного не
так: они являли собой вполне агрессивный отряд наступающей белой
расы (не хуже, к примеру, бельгов), только немного припозднились
к разбору территорий и потому были вынуждены заниматься более
трудными участками. В своей массе итальянцы не вояки, но всегда
были способны выставить НЕБОЛЬШИЕ весьма зубастые добровольческие
контингенты, а для колониальных захватов этого было достаточно.
Итальянское имперство эпохи индустриализации началось ещё до
установления в Италии фашистского режима. К 1913 г. итальянское
королевство отъяло у кризисующего Османского государства остров
Родос, несколько соседних островов поменьше и кое-что в Африке.
Греческая часть населения острова Родос встретила итальянцев в
1912 году с радостью. Итальянцам захватывать территории, населён-
ные греками, понравилось, и в 1941 году они продолжили это в
других местах.
Итальянцы видели себя на Родосе защитниками свщенных корней
европейской цивилизации, и родосские греки охотно отдались в
руки итальянцев, чтобы тем было к кому прилагать свои благородные
порывы. Нерадивость самих греков в части консервации, реставрации
и реконструкции их собственного материального наследия убедитель-
но оправдывается 400-летним турецким давлением на мозги игом.
Треть XX века — достаточный срок, чтобы серьёзно отметиться ар-
хитектурным образом на некоторой территории, и итальянцы отмети-
лись в/на Родосе весьма заметно и узнаваемо. Кстати, после них
сами греки размашистыми постройками уже особо не отмечались (не
было необходимости: минимальный набор представительных зданий
достойного качества был уже обеспечен).
Опять же, что было особо плохого в итальянском фашизме помимо
того, что он мешал коммунизму и либерастизму, да вдобавок вождь
(duce), возможно, раздржал кое-кого своими длинными трескучими
речами? В таких областях, как архитектура, наука, техника, это
был для Италии вполне продуктивный период. И от этой его продук-
тивности вот даже Родосу кое-что досталось.
Два важных тезиса итальянских медиа после вчерашнего позора: результат матча с Северной Македонией – случайность, а Роберто Манчини должен продолжать работу со сборной. Такой же позиции придерживаются официальные лица, в том числе президент местной федерации.
Мы собрали главные слова из итальянской прессы после кошмарной ночи, когда чемпионы Европы пролетели мимо ЧМ-2022.
Tuttosport: «Похороны мечты огромной нации»
«Кошмар снова материализуется, и Италия будет вынуждена смотреть чемпионат мира по телевизору во второй раз подряд. После России-2018 теперь Катар-2022, где также не будет нашей команды.
В Милане в 2017 году Швеция победила сборную Вентуры, на этот раз Северная Македония в Палермо обыграла команду Манчини. Действующие чемпионы Европы уже видели себя в игре с Португалией в финале отбора, но в итоге пролетают мимо противостояния с Криштиану Роналду. Интересно, что всё решил гол бывшего игрока «Палермо» Трайковски. Результат матча предопределил бывший игрок команды. Фантастика. Пробить Доннарумму на 92-й минуте и похоронить мечту огромной нации. Невероятно».
Сorriere dello sport: «Волшебные ночи превратились в кошмар»
«Италия в невероятном по сюжету матче проигрывает дома Северной Македонии и второй раз подряд пропустит чемпионат мира. У команды Манчини много возможностей, которые она тратит впустую.
11 июля 2021 года мы отпраздновали покорение невероятного Евро-2020 на улицах Италии. Восемь месяцев спустя волшебные ночи превратились в кошмар. Италия неожиданно проигрывает Македонии и во второй раз подряд увидит чемпионат мира из своей гостиной. Невероятная история, настолько неожиданная, что поражает. При этом Италия не была плоха или слаба. Всё решил неожиданный удар Трайковски. Нереальная тишина окутала Палермо. Публика, которая смогла заполнить трибуны на 100%, была в шоке. Это должна была быть вечеринка, а она превратилась в воспоминания о матче Италия — Швеция. Даже хуже, учитывая, что мы подошли к этому отбору в качестве действующих чемпионов Европы. Манчини пытался всех успокоить накануне: «Мы поедем на чемпионат мира, чтобы их победить». Теперь же мы увидим шоу в Катаре в качестве наблюдателей. Досадная привычка».
Роберто Манчини и Джанлука Виалли
Фото: Claudio Villa/Getty Images
La Gazzetta dello sport: «Месяц Евро-2020 – счастливая передышка на фоне многолетних разочарований»
«Выигранный чемпионат Европы стал счастливым моментом между годами разочарований в сборной и в клубах. Наш футбол платит огромную цену: по-прежнему не хватает стратегии и нет смелости в решениях.
Чудеса никогда не повторяются. Мы ждали и надеялись, мы верили в это. Вместо этого ночь в Палермо приносит с собой безграничную горечь. Нет объятий, только широко раскрытые и недоверчивые глаза Манчини и Виалли смотрят на группу празднующих македонских игроков. Мы не едем на ЧМ второй раз подряд, потому что итальянский футбол так и остался на периферии, несмотря на то что было в июле на «Уэмбли». Месяц чемпионата Европы — лишь счастливая передышка посреди многолетних разочарований».
Первые полосы европейских медиа о вылете Италии с ЧМ-2022
L’Equipe: «Италия затеряна в пустыне. Чемпионы Европы не поедут в Катар». И образ безутешного Марко Верратти на всю полосу.
Mundo deportivo: «Италия выброшена!»
Daily Express: «Македония поразила Италию».
AS: «Трагедия Италии» – испанская газета написала это на итальянском языке.
Реакция известных итальянцев
Франко Камоцци: «Восстановим сборную вместе с Манчини»
«Невыход на ЧМ — позор. Нет оправдания такому результату. Проблема не в том, что нужно менять тренера… Хватит обвинять тренеров – это футболисты выходят на поле и играют. Нужно просто принять тот результат, который был зафиксирован на поле. Ещё нужно избавиться от ощущения, что мы самая сильная сборная только потому, что носим футболки сборной Италии. Давайте начнём с того, кем мы являемся на данный момент. Восстановим сильную сборную Италию вместе с Манчини!»
Массимо Каррера: «Не хватало спортивной злости»
«Итальянцы очень много ошибались, действовали нерасторопно, очень медленно развивали атаки. Ещё им не хватало спортивной злости и точности в ударах по воротам! Македония сыграла матч своей жизни. Как я всегда говорю, матчи выигрываются на поле».
Фабио Капелло: «Грустный и тяжёлый момент»
«Никогда в жизни не подумал бы, что Италия вообще сможет проиграть Македонии эту встречу… Но мы проиграли. Вот и всё. Пропускаем гол на последних минутах и уже не можем отыграться. Это очень грустный и тяжёлый момент для всего итальянского футбола».
Завтра в Санкт-Петербурге откроется конференция Форума АСЕМ высокого уровня под названием «Межцивилизационное согласие как необходимое условие устойчивого развития».
Форум АСЕМ (Asia-Europe Meeting) был основан в 1996 году. Его участниками являются 48 стран — кроме России, это 27 государств-членов Европейского союза и 17 государств Азии, а также Австралия, Новая Зеландия и другие. На конференциях Форума АСЕМ, как правило, обсуждают актуальные вопросы политической и экономической жизни, финансовые проблемы, транспортную логистику и т. д. Санкт-Петербургская конференция будет посвящена нынешнему положению дел в сфере межэтнических и межцивилизационных отношений, конфессиональному диалогу. Для участия в ней в «культурную столицу» России приехали министры и государственные секретари гуманитарных ведомств, дипломаты высших рангов, видные религиозные и общественные деятели, известные ученые. Уверен, что разговор будет непростым, — слишком много болезненных явлений сегодня связано не только с политическими и социальными конфликтами, но с ценностными противоречиями, духовными различиями людей, живущих бок о бок. И не только в густонаселенных мегаполисах.
Надо в очередной раз приложить все усилия к тому, чтобы научиться жить вместе. И не бояться друг друга. Иного выхода нет
Модель мультикультурализма — это не выдумка идеалистически настроенных либералов. Она обрела современное бытие в Канаде в конце 60-х и в 70-е годы прошлого века в пору первого премьерства Пьера Эллиота Трюдо, который укрепил единство своей страны, когда ему удалось сгладить конфликты англо- и франкоязычных граждан. Замечу, что этим опытом не преминули воспользоваться и бельгийцы, которые к нынешнему времени дали фламандской и французской общинам максимально возможные права в рамках целостного государства (напомню, что схожими правами обладает и немецкое меньшинство Бельгии). Все это происходило в ту пору, когда в Советском Союзе полным ходом шла подготовка к формированию новой исторической общности — «советского народа», а в США начали ощущаться первые результаты от реализации «Акта о гражданских правах» 1964 года, который предопределил социальное равенство этнических меньшинств (прежде всего афроамериканцев) с белым большинством, и «Иммиграционного Акта» года 1965-го, открывшего дорогу новым переселенцам. Американцы по-прежнему рассчитывали на мощь своего «плавильного котла», а в СССР решили, что марксистско-ленинская идеология навсегда укрепилась в сознании масс, а потому национально-территориальное деление страны не помешает подняться над голосом крови во имя идеалов коммунизма. Ошибались и первые, и вторые. Меньше чем через два десятилетия на руинах СССР была предпринята попытка создания национальных государств. А в США были вынуждены отказаться от самого термина «плавильный котел», заменив его более политкорректным понятием — «салатница». Граждане разных национальностей «смешивались», но не «переплавлялись». Законы гетто, желание жить в привычной этнической среде оказывались не менее важными, чем удовлетворение от полученного права быть такими же, как все. Более того, получив это право, такими же, как все, быть не желали. Национальная общность подчас оказывалась важнее общности социальной. Чужое, непривычное — отторгалось. Замечу, все это происходило до того, как волны мигрантов накатили на европейский и североамериканский континенты с такой мощью, что их стали сравнивать с массовым переселением народов в первом тысячелетии Новой эры. Когда межкультурные конфликты начали улаживать полицейскими методами.
Готовность принять другого, открытость к чуждому свидетельствует о силе той или иной национальной культуры
И это притом что еще начиная с эпохи Ренессанса европейская цивилизация вырабатывала «культуру общения культур». Л. Баткин, как справедливо писала исследовательница мультикультурализма В. Мамонова, одним из ключевых терминов в толковании Возрождения считал слово «варьета» — разнообразие. Единство в разнообразии, в непохожести друг на друга — это более сложный вид социальной общности, нежели однородное моноэтническое тождество граждан. Готовность принять другого, открытость к чуждому свидетельствует о силе той или иной национальной культуры, о ее цивилизационной уверенности в своей способности адаптировать любое инородное заимствование. Еще раз вспомню Л. Баткина: «Ренессансные итальянцы видели себя и свой «век», находящимся в средоточье времен. Отсюда эта странная всеядность, этот гениальный «эклектизм», вскормленный уверенностью, что синтез не из них, а в них, заложен в природе». Для венецианцев Отелло не более диковинное создание, чем караимские воины для литовских князей или швейцарские гвардейцы для папского престола. Их не боятся потому, что уверены в себе. Открытость «чужому» — свидетельство силы «своего». «Всемирная отзывчивость» русской культуры определила ее характер в не меньшей степени, чем укорененность в национальной почве. Именно поэтому законодательно защищать свою культуру от иных культур с помощью запретительных актов, — опасный знак неверия в ее собственное величие, в ее самодостаточность. В ее способность развиваться, не утрачивая самоидентичности.
Сегодня общим местом стало рассуждение о дряхлости европейской цивилизации и энергии цивилизаций восточных. О закате христианской Европы и пассионарности исламской Азии. О ренессансе и величии Китая и молодых тихоокеанских «тигров». Но общие места остаются общими местами, а реальная жизнь движется своими дорогами. И не думаю, что надо готовиться к похоронам ни европейской цивилизации, ни человечества в целом. Надо в очередной раз приложить все усилия к тому, чтобы научиться жить вместе. И не бояться друг друга. Иного выхода у нас нет.
Кулинария — занятие не из лёгких, для кого-то она в радость, а для кого-то нет. Но ясно одно, что умение приготовить пищу является жизненно необходимым. Каждая хозяйка стремится готовить не просто еду, пригодную для употребления, а вкусные и красивые блюда, ведь кулинария — в своём роде искусство. А овладеть в совершенстве этим искусством подвластно далеко не каждому.
Пожалуй, одно из самых любимых лакомств детей и взрослых — это кексы. Помимо того, что кексы имеют нежный приятный аромат, они еще полезны и рекомендованы детям, которые нуждаются в усиленном питании, тут с кексами не сравнится ни одно кондитерское изделие.
Кулинария – это искусство не только интересное, но и вкусное. Истоки свои она берет с основания человечества. Учеными было обнаружено, что в древности люди смешивали продукты, которые употребляли в пищу, ещё до того, как обучились добывать огонь. Личинки употребляли в пищу с одним видом коренья, с мясом другой вид, третий и вовсе ели без «гарнира».
Все чаще мы видим вывески различных ресторанов, и каждый из них предлагает шик и роскошь, а кто-то просто домашний уют и вкусные блюда. Ресторанный бизнес стал уже неотъемлемой частью рынка, как и рынок одежды и другие. Каждый ресторан, бар или кафе заинтересован в привлечении клиентов. Но каждый из нас, потребителей знает, что ничто так не привлекает в ресторане, как вкусная еда и уют.
Данный рецепт позаимствован из шотландской кухни. Особенность данного блюда заключается в использовании традиционного шотландского пива, а иначе вереского эля. Хотите удивить всех своими кулинарными талантами? Действуйте, приступайте к приготовлению, но для начала ознакомьтесь с рецептом. Следуйте указанным инструкциям и у вас все получится.
Наверное каждая хозяйка хотя бы раз сталкивалась с проблемой: как накормить семью. Ведь постоянно хочется порадовать своих домочадцев чем-то необычным, новым. А когда речь заходит а праздничном ужине, приеме многочисленных гостей, тогда и вовсе мысли хозяюшки заняты одной целью: приятно удивить друзей необыкновенными блюдами и закусками, имеющими изысканный вкус и аппетитный аромат.
Национальная кухня Австралии имеет свои достаточно яркие характерные отличия, делающие ее в высокой степени оригинальной и запоминающейся. Это связано не только с обособленностью острова-материка и уникальностью флоры и фауны континента, но и национальными традициями.
Правильно подобрать оборудование для открывающегося ресторана — задача нелегкая. Прежде всего, следует определиться с количеством посетителей и типом кухни, предлагаемой в ресторане. Оборудование делится на тепловое, холодильное и электромеханическое.
В меню любого ресторана, который специализируется на итальянской кухне, обязательно включена пицца. Для производства пиццы в таких заведениях установлено специальное оборудование, перечень которого на прямую зависит от предполагаемого ассортимента, концепции и формата ресторана, наличия такой дополнительной услуги, как «пицца на вынос», а также проходимости.
Коньяк – это не только спиртной напиток высокой крепости, он также гордо носит название «эликсир жизни и молодости». Считается, что ароматы, которые остаются в бокале коньяка, несут в себе целебные свойства.
Кулинарное искусство всегда в почете. Казалось бы, о чем вообще можно вести разговор, каждый день мы что-то готовим, кушаем, что же здесь особенного? Надоевшая каждодневная обязанность. Но вот, однажды, мы приходим в гости к знакомой, она подает привычные всем котлеты. Пробуем и в изумлении понимаем, это не котлеты, а КОТЛЕТЫ!
Для приготовления салата оливье в его классическом варианте вам понадобится: отварной картофель, отварное мясо телятины, отварная морковь, маринованные огурчики, отварные куриные яйца, маслины, белый лук, лимонный сок, соль, черный перец и соус для заправки салата.
Каждая страна гордится своей кухней и борется за звание прослыть столицей мировой кулинарии. А Италия это уже сделала: не найти в мире уголка, где бы не слышали об итальянской кухне. Итальянцы — настоящие гурманы, их трапеза особенная, а названия блюд ласкают слух музыкальными напевами. Ризотто, минестроне, равиоли, пармезан, лазанья.
За окошком светит солнышко, набухают почки и заливисто щебечут пичуги. По всем признакам пришла весна, а значит, и лето не за горами. Сезон коротких юбочек, топиков и брючек в обтяжку и, конечно же, пляжей и купальников. Продолжаем дальше ассоциативную цепочку и доходим до проблем фигуры и лишнего веса там, где он совсем не нужен.
Вы всегда видели себя добропорядочным буржуа, владельцем если не сети ресторанов, то хотя бы одного кафе? Вы то и дело порываетесь-таки отбросить все сомнения и попробовать себя в этом бизнесе, но вас вечно гложут сомнения? Что ж, возможно эта статья подтолкнет вас к решительным действиям.
Новый век это всегда новые надежды, надежды на благополучные перемены. Того же ждали от нового XVIII века. Эпоха Просвещения гарантировала появление нового идеологического веяния в сознаниях людей и в политике. Так появился просвещённый абсолютизм. Как складывались процессы и явления модернизации Европы, узнаем на этом уроке.
Развитие национальных идей и национальные государства
Для многих европейских государств одной из важных проблем было отсутствие внутреннего единства. Исторически они складывались как ряд территорий, объединённых в результате браков, присоединений, завоеваний на совершенно разных условиях и нередко с сохранением прежних прав, вольностей, представительных органов. Жители этих провинций ощущали свою историческую и культурную обособленность. Порой изначально разные страны объединяла только личность монарха: так, к примеру, складывалась Испания. И всё же в ряде стран к XVIII в. появился мощный объединяющий фактор — национальное самосознание: их население постепенно осознавало себя единой нацией.
Нацией принято называть историческую общность людей, объединённую — в зависимости от страны — общей историей, культурой, языком, верой, территорией, правителем и т. д.
Итальянцы видели себя наследниками Древнего Рима, жителями единой Италии, которой только предстоит вновь возникнуть на географической карте, возродиться. Они гордились своим культурным превосходством.
В раннее Новое время сформировалась мысль о превосходстве немецкого языка как самого древнего и самого богатого. Немецким национальным характером считали особый набор существовавших с древности моральных качеств — простоту, чистоту, верность, мужественность.
Таким образом, XVIII век ознаменован появлением таких наций как английская, итальянская, французская и немецкая. Путь их складывания и возникновения разный: для кого-то в приоритете стояла единая вера, для кого-то — единый правитель, а кто-то опирался на особый национальный характер. В итоге они могли иметь одного правителя, но быть носителями разных наций, или иметь разную веру, но быть одной нацией (см. карта 1).
Деформация средневековых сословий
В XVIII в. европейское общество оставалось сословным. Однако запущенные ранее процессы разложения сословной структуры шли полным ходом, что в дальнейшем приведет к её полному исчезновению в начале XIX в.
Как и в большинстве стран, дворянство занимало самое привилегированное положение, несмотря на то что составляло несколько процентов всего населения. Дворяне видели своё предназначение в служении государю и государству, и прежде всего на военной службе. Именно дворяне занимали ключевые посты в государстве и формировали офицерский корпус (рис. 3).
Однако появлялось и немало нового. Вследствие революции цен провинциальное дворянство повсеместно сталкивалось с финансовыми трудностями. Переход к бюрократии отодвигал его от управления на местах, приход капитализма в деревню разрушал традиционный сеньориальный порядок. Желая пополнить казну, государство во многих странах начинало отменять налоговые привилегии дворянства, но одновременно стало разрешать дворянам заниматься предпринимательством.
Оставив почти без изменений в положении духовенство, XVIII век принёс значительные изменения в жизнь верхов третьего сословия — буржуазию — городское непривилегированное население, не занимающееся физическим трудом. Буржуазия пошла в рост благодаря торговле, развитию мануфактур, фабрик и т. д. В большинстве стран буржуазия стремилась к приобретению земли, что позволило бы ей повысить статус (рис. 4).
Увеличивалось и число бедняков. Разоряясь, крестьяне превращались в наёмных работников в селе или перемещались в города, где пополняли число слуг.
Просвещенный абсолютизм
Просвещенный абсолютизм — это политика абсолютизма, проводимая в XVIII веке в ряде европейских стран, направленная на устранение или преобразование устаревших феодальных институтов.
Просветители призывали к свободе, и просвещённые монархи не ограничились одной лишь свободой вероисповедания. Выводя народ из-под опеки церкви, проводя в жизнь идею верховенства закона, ограничивая власть сеньоров, просвещённые монархи способствовали развитию свободы личности. Во многих странах отменялись те нормы и институты, которые противоречили идее политической и экономической свободы: в Дании, Франции, Флоренции упразднили средневековые цеховые корпорации, в Швеции и Саксонии ввели свободу торговли, в Дании была отменена цензура. В наследственных землях Габсбургов и на Сицилии отменили крепостное право, в Дании помещикам запретили физические наказания крестьян, создали независимые от помещиков суды. Многие реформы были направлены на просвещение народа, развитие образования и культуры. В Пруссии и Баварии появились академии наук, в Австрии были созданы начальные школы, а средние и высшие учебные заведения полностью переходили под контроль государства. Итогом реформ просвещённого абсолютизма стала модернизация государственных институтов и экономики, укрепление государственной власти, усиление централизации. Во многих странах они способствовали экономическому и культурному процветанию (рис. 5).
Основные реформы просвещённого абсолютизма, которые были общими для европейских стран:
- реформа управления. Были созданы представительные народные органы. Они назывались по-разному, но все они были необходимы для ограничения королевской власти. Многие монархи Европы перестали быль самодержцами, их власть была ограничена властью представительных органов;
- была проведена военная реформа. Появление новых видов оружия привело к созданию новых родов войск. Были изменены сроки службы в армии и сами принципы призыва на военную службу;
- важную роль играла образовательная реформа. Получение образования стало более доступным. Власти необходимы были образованные рабочие и мастера. В условиях активной промышленной индустриализации именно квалифицированные рабочие становились главными фигурами на заводах.
Таким образом, были проведены реформы систем управления, изменения затронули армию и образование. Данные реформы изменили жизнь многих людей. Они сформировали принципы жизни европейцев, которые являются актуальными и сегодня.
Итоги
В XVIII в. в Европе продолжается складывание наций и национальных государств. В ходе проведения модернизации и реформ, их правители соединяют идеи Просвещения и абсолютизма, стремясь избавиться от традиций, которые их ограничивают.
Контрольные вопросы
1. Что общего и различного в формировании европейских наций?
2. Как изменилось положение сословий в XVIII в.?
3. Выделите положительные и отрицательные стороны «просвещённого абсолютизма».