Ученые считают, что имя человека влияет на его судьбу и формирует характер. От энергии букв зависит, будет ли человек всю жизнь нуждаться, или деньги сами посыпятся ему в карман.
От Николая до Варвары
В дореволюционной России были свои олигархи. Как правило, это были дворянские семьи, кланы старообрядцев или даже иностранцев. Богатейшим дворянским родом XIX века считался род Балашовых. Самых видных его представителей звали Андрей, Мамон и Дмитрий, Александр, Николай, Петр и Иван.
В конце XIX века одной из самых богатых женщин России стала вдова секретаря Государственного совета Александра Половцова – Надежда Половцова – незаконная дочь великого князя Михаила Павловича. Ее состояние оценивалось в 17 миллионов рублей. Надежда была владелицей заводов, имений, двух особняков в Санкт-Петербурге и основала Надеждинский завод в Пермской губернии. Этот завод и сейчас является градообразующим предприятием города Серова.
В начале XX века самым богатым человеком в стране был Николай Второв. Он имел состояние в 60 миллионов золотых рублей. Такое же имя носил предводитель российского дворянства Николай Коншин, первый построивший для своего завода собственную электростанцию.
Семья купцов и промышленников Морозовых была известна именами Савва, Викула, Алексей, Арсений, Николай, Петр, Иван, Абрам, Тимофей и Михаил. Были среди Морозовых и женщины-предпринимательницы Варвара и Юлия.
Среди старообрядцев Рябушинских были Павлы, Сергеи, Степаны, Николаи, Михаилы и Дмитрии. Рябушинские занимались всем – от типографий до производства льна, банковского дела и автомобилей. Жизни в нищете не представляли. В 1937 году брат Михаил жаловался брату Николаю из Лондона, что «жизнь в рамках убивает всякую радость жизни». А самым большим удовольствием бывший миллиардер считал «жить в хорошей гостинице и тратить деньги, не считая, сколько в кармане».
В Малороссии был известен предприниматель и банкир Алексей Алчевский, основавший в Луганской области старейший завод АМК – Алчевский металлургический комбинат. В Москве богатым человеком был домовладелец, действительный статский советник Гаврила Солодовников. На углу улиц Кузнецкий Мост и Большая Дмитровка до сих пор стоит историческое здание театра Солодовникова.
Знаменитого «водочного короля» Российской империи Смирнова звали Петр. Текстильного фабриканта Солдатенкова звали Козьмой. А в династии промышленников Прохоровых были имена Иван, Яков, Сергей, Николай, Александр и Алексей. Алексеем звали и знаменитого кондитера Абрикосова. Среди богатых людей того времени встречались Илларионы, Григории и Федоры.
Одним из богатейших людей предреволюционной России был банкир и промышленник Семен Абамелек-Лазарев. Еще одного российского олигарха звали Борис Каменка – он был председателем правления Азовско-Донского банка. Банкиры Гинцбурги были известны именами Гораций, Давид и Николас. Сахарозаводчиков Бродских звали Лев, Израиль, Лазарь и Абрам. Немецких предпринимателей Вогау звали Максимилиан, Максим, Отто и Карл. Бароны Кнопы, владевшие ткацкими мануфактурами, имели имена Андрей, Федор и Лев. А открывший первый сахарный завод в Петербурге предприниматель Кениг имел имя Леопольд.
От Дмитрия до Сергея
Если проанализировать имена всех богатых людей Российской империи, то окажется, что среди них больше самых обычных русских имен. Это Андрей, Николай, Дмитрий, Сергей и Михаил. Вы удивитесь, но если просмотреть список 110 самых богатых людей России, то обнаружатся совпадения. Оказывается, среди самых богатых людей нашей страны тоже часто встречаются такие имена.
Среди 110 самых богатых российских олигархов девять Андреев, восемь Сергеев, семь Дмитриев и шесть Александров. Но появляется новое имя – Игорь. Оно встречается шесть раз. Психологи считают, что финансовый успех этих людей связан в том числе и с тем, что миллиардеры имеют «сильные» имена, которые дают владельцам энергию, лидерство и способность принимать нестандартные решения.
Имя Андрей дает мальчику самокритичность и способность держать все под контролем, Дмитрий будет обладать упорством и железной волей, Александр (Искандер) будет властным и целеустремленным. Сергей станет просчитывающим все наперед интуитом, а у Игоря основными чертами характера станут расчетливость и прагматизм.
Встречаются и другие имена. Например, Леонид, Владимир, Алексей, Аркадий, Петр, Юрий, Вадим, Альберт, Анатолий и Борис. В первой сотне миллиардеров имена Леонид и Алексей встречаются трижды, Владимир – четыре раза, а Петр, Борис, Альберт и Аркадий – по два раза. Среди состоятельных людей можно найти и редкие имена: Год, Захар, Глеб. Иваны и Василии тоже имеют все шансы разбогатеть – они есть в списке «Форбс».
От Елены до Натальи
Среди топ-110 современных российских миллиардеров есть только две женщины. И они носят имена Татьяна и Елена. Это Татьяна Бакальчук, владелица знаменитого интернет-магазина, и строительный магнат Елена Батурина. Действительно психологи считают, что женщины с такими именами – прирожденные финансисты. Обе имеют лидерские качества, но если Еленам приходится в успех вкладывать больше личного труда, то Татьяны удачливее в этом плане: они находят выход там, где другие видят лишь тупик, и могут распорядиться ресурсами так, чтобы извлечь из них наибольшую выгоду.
Впрочем, владелицам других «сказочных» русских имен расстраиваться не стоит. Все шансы на финансовое благополучие имеют женщины с именами Ольга, Лидия и Наталья.
Натальи имеют железную хватку, терпение и упорство. Ольги обладают магической способностью притягивать деньги. Причем обычно обладательницы имени об этом даже не подозревают. А имя Лидия дарует женщине практичность и способность с умом распоряжаться средствами.
От Константина до Элеоноры
Интересно, что китайцы имеют свое убеждение по поводу имен. Оно основано на нумерологии. Они верят, что, если в имени зашифрована восьмерка, их обладатели будут удачливы в денежных вопросах. По мнению китайских нумерологов, каждая буква имени соответствует определенной цифре. К примеру, «А» – это единица, «Б» – двойка, «В» – тройка и так далее. После цифры 9 счет опять идет с единицы. Чтобы определить число, скрытое в имени человека, следует суммировать цифры, соответствующие буквам, а если получилось двузначное число, снова сложить цифры. Если в конце концов у вас получилась восьмерка, вы просто обязаны быть состоятельным человеком.
К «денежным именам» нумерологи относят мужские имена: Арсений, Константин, Артемий, Валерий, Михаил, Роберт, Юрий, Егор, Родион и Эльдар. Среди женских имен счастливую восьмерку имеют: Екатерина, Галина, Нонна, Алиса, Анжела, Есения, Пелагея, Элеонора, Аида, Злата, Лейла и Роза. Даже если баснословного богатства эти люди и не добьются, бедствовать точно не будут. Правда, для этого им следует научиться контролировать себя, не злоупотреблять терпением других людей и бороться с самонадеянностью и высокомерием.
Итальянского врача-психиатра, профессора судебной медицины XIX века Чезаре Ломброзо часто называют основоположником криминальной антропологии. Эта наука старается объяснить связь между анатомическими и физиологическими особенностями человека и его склонностью к совершению преступлений. Ломброзо пришел к выводу, что такая связь есть, и она прямая: преступления совершают люди с определенной внешностью и характером*.
Как правило, преступники имеют врожденные физические и психические дефекты, считал Ломброзо. Речь идет об аномалиях внутреннего и внешнего анатомического строения, характерных для первобытных людей и человекообразных обезьян. Таким образом, преступниками не становятся, а рождаются. Будет человек преступником или нет – зависит только от врождённой предрасположенности, причём для каждого типа преступлений характерны свои аномалии.
Разработке этой теории Ломброзо посвятил всю свою жизнь. Он исследовал 383 черепов умерших и 3839 черепов живых преступников. Кроме того, ученый изучил особенности организма (пульс, температуру, телесную чувствительность, интеллект, привычки, болезни, почерк) 26 886 преступников и 25 447 добропорядочных граждан.
Внешность преступников
Ломброзо выделил ряд физических признаков («стигматов»), которые, по его мнению, характеризуют личность, с рождения наделенную преступными наклонностями. Это неправильная форма черепа, узкий и скошенный лоб (или раздвоенная лобная кость), асимметрия лица и глазных впадин, чрезмерно развитые челюсти. Рыжие преступники встречаются крайне редко. Чаще всего преступления совершают брюнеты и шатены. Брюнеты предпочитают воровать или заниматься поджогами, а шатены склонны к убийствам. Блондины иногда встречаются среди насильников и мошенников.
Внешность типичного насильника
Большие навыкате глаза, пухлые губы, длинные ресницы, приплюснутый и кривой нос. Чаще всего сухопарые и рахитичные блондины, иногда горбатые.
Внешность типичного вора
Неправильный маленький череп, удлинненная голова, прямой нос (часто вздернутый у основания), бегающий или, наоборот, цепкий взгляд, черные волосы и редкая борода.
Внешность типичного убийцы
Большой череп, короткая голова (ширина больше высоты), резкая лобная пазуха, объемные скулы, длинный нос (иногда загнутый вниз), квадратные челюсти, громадные глазные орбиты, выдающийся вперед четырехугольный подбородок, неподвижный стеклянный взгляд, тонкие губы, хорошо развитые клыки.
Наиболее опасные убийцы чаще всего имеют черные, курчавые волосы, редкую бороду, короткие кисти рук, чрезмерно большие или, напротив, слишком маленькие мочки ушей.
Внешность типичного мошенника
Лицо бледное, глаза маленькие, суровые, нос кривой, голова лысая. В целом внешность мошенников достаточно добродушная.
Особенности преступников
«Я сам наблюдал, что во время грозы, когда у эпилептиков учащаются приступы, заключенные в тюрьме тоже становятся более опасными: разрывают на себе одежду, ломают мебель, бьют служителей», – писал Ломброзо. У преступников, по его мнению, снижена чувствительность органов чувств и болевая чувствительность. Они не способны осознавать безнравственность своих поступков, поэтому для них неведомо раскаяние.
Ломброзо удалось выявить и особенности почерка различных типов преступников. Почерк убийц, разбойников и грабителей отличается удлиненными буквами, криволинейностью и определенностью черт в окончаниях букв. Для почерка воров характерны буквы расширенные, без острых очертаний и криволинейных окончаний.
Характер и образ жизни преступников
По теории Ломброзо, преступникам свойственны стремление к бродяжничеству, бесстыдство, леность. Многие из них имеют татуировки. Для лиц, склонных к преступлениям, характерно хвастовство, притворство, слабохарактерность, раздражительность, сильно развитое тщеславие, граничащее с манией величия, быстрая смена настроения, трусость и болезненная раздражительность. Эти люди агрессивны, мстительны, они не способны на раскаяние и не мучаются угрызениями совести. Графомания тоже может свидетельствовать о преступных наклонностях.
Ломброзо считал, что люди из низшего класса становятся убийцами, грабителями и насильниками. Представители среднего и высшего класса чаще бывают профессиональными мошенниками.
Критика теории Ломброзо
Еще при жизне Ломброзо его теория подвергалась критике. Не удивительно – немало высших государственных чиновников имели внешность, которая полностью совпадала с описанием прирожденных преступников. Многие уверены, что ученый преувеличивал биологическую и совершенно не учитывал социальную составляющую в причине возникновения преступности. Возможно, именно это заставило Ломброзо к концу жизни пересмотреть некоторые свои взгляды. В частности, он начал утверждать, что наличие преступной внешности не обязательно означает, что человек совершил преступление – она говорит скорее о его склонности к противоправным поступкам. Если человек преступной внешности благополучен, он попадает в разряд скрытых преступников, у которых нет внешнего повода нарушать закон.
Репутация Ломброзо сильно пострадала, когда его идеи начали использовать нацисты – они проводили замеры черепов узников концлагерей перед их отправкой в печи. В советский период учение о прирожденном преступнике также подверглось критике за его противоречие принципу законности, антинародность и реакционность.
Насколько нам удалось выяснить, в судебных процессах теория Ломброзо никогда не применялась – даже сам ученый не видел в ней практической ценности, так как заявил на одном научном диспуте: «Я тружусь не ради того, чтобы дать своим исследованиям прикладное применение в области юриспруденции; в качестве ученого я служу науке только ради науки». Тем не менее предложенное им понятие преступного человека вошло в обиход, а его разработки до сих пор используются в физиогномике, криминальной антропологии, социологии и психологии.
* Информация взята в том числе из следующих книг: Чезаре Ломброзо. «Преступный человек». Милгард. 2005; Михаил Штереншис. «Чезаре Ломброзо». ИсраДон. 2010
Мы изобретательные
Голь на выдумки хитра! И там, где русский или украинец пройдет мимо, белорус обязательно найдет что-то полезное. Именно белорусы придумали Viber и World of Tanks, а также догадались, как можно приготовить кисель из картофеля 🙂
Мы радушные
Одна из характерных особенностей белорусов, которую отмечают все иностранцы — бесконечная доброта. Белорус накроет вам стол (даже если не имеет денег), всегда поможет за «спасибо» (хотя и не откажется от помощи в ответ) и готов «отдать последнюю рубашку», если очень попросить 🙂
Мы толерантные
Не важно, какого цвета ваша кожа, в какого бога вы верите и откуда приехали. Вас примут таким, какой вы есть. Здесь среди студентов можно легко встретить веселую компанию из белоруса, афроамериканца и азиата, а церковь, костел и синагога могут мирно стоять на одной площади (как, например, в Гродно).
Мы трудолюбивые
Белорусы — самый трудолюбивый народ в СНГ. Это не удивительно, поскольку с детства у юных белорусов культивируют ответственность и аккуратность к своему делу. Белорусы, в целом, не склонны к лени и желанию получить как можно больше, не прилагая при этом усилий.
Мы патриотичные
Несмотря на множество трудностей, большинство белорусов продолжают любить и ценить свою страну. Это доказывает масштабное исследование, в результате которого 79% респондентов в возрасте от 18 до 70 лет заявили, испытывают гордость за Беларусь и свою национальную принадлежность.
Мы аккуратные
Белорусские города по-европейски чисты и ухожены. И это свойственно не только для Минска или Бреста, где много туристов, но и для самых маленьких городов (проверено!). Секрет здесь не в особой инфраструктуре городов, а в том, что белорусы склонны к чистоте. Например, во многих дворах многоквартирных домов жители самостоятельно занимаются благоустройством пространства, высаживая красивые растения, а также устанавливают дежурство с уборкой в подъезде, если дворник выполняет свою работу недостаточно хорошо.
Мы религиозные
Белорусы религиозны, но не в типичном понимании этого слова. Благодаря замысловатой истории Беларусь превратилась в мульти-религиозную страну, где разные конфессии без конфликтов соседствуют.
В целом, такое качество, как проявление нетерпимости к вероисповеданию, не свойственно для большинства белорусов. По этой причине не стоит спорить с белорусом о его вере, ведь в силу своего характера мы не склонны к фанатичности, и предпочитаем не обсуждать чужие религиозные взгляды.
Мы верны традициям
Белорусский народ всегда остается верным высоким нравственным ценностям и добрым традициям. Коляды, Радоница, Купалле, Дожинки и многое другое! Все это уникальные белорусские праздники, которые белорусы пронесли сквозь столетия в 21-й век.
Что касается языка, то существует стереотип, будто белорусы вовсе отказались от родного языка и услышать его можно только на уроках белорусской мовы в школе. Это не совсем так: конечно, в больших городах белорусы зачастую используют для коммуникации русский язык, но в маленьких городах огромное количество людей продолжают разговаривать либо исключительно на белорусском, либо на его диалектах.
Мы любим выпить
Этот список не был бы объективным, если бы мы не добавили этот пусть и отрицательный, но интересный факт. Удивительно, но по результатам ВОЗ Беларусь признана самой пьющей страной в мире.
По подсчетам ученых, на душу населения в среднем приходится около 27 литров чистого спирта. На втором и третьем месте в рейтинге расположились Молдова и Литва.
В целом, большинство белорусов считают себя добрыми, трудолюбивыми и умными, оставаясь при этом скромными и внимательными к ближним.
А еще белорусы гордятся своими уникальными санаториями, о которых вы можете прочесть в нашей статье.
Обязательно посетите Беларусь и лично пообщайтесь с ее жителями, чтобы убедиться во всех положительных чертах белорусского характера!
Зачем финны везде строят сауны? Что означают соломенные козлы на рождественской елке? Как посмотреть на северное сияние, не вылезая из-под одеяла? И почему Финляндия — страна трех S?
1. Sisu
Упорство, умение планомерно двигаться к цели
Кадр из видеоклипа «Olen suomalainen» группы Sundin Pojat и Веску Йокинена. 2012 год © Vesku Jokinen / VEVO
Этимологически это слово восходит к основе sisä-, которая означает «внутреннее, глубинное». Среди однокоренных слов — sisällä («в», «внутри»), sisältö («содержание», «содержимое», «сущность»), sisältäen («включая, в том числе»), а также sisälmys («кишка»).
Если спросить у финна, что такое Финляндия, он без раздумий скажет, что это страна трех S: sisu, sauna, Sibelius. То есть три визитные карточки Финляндии: всемирно известный композитор Ян Сибелиус, знаменитая финская сауна и, наконец, таинственное sisu. Это прилагательное обозначает не качество и не свойство, а целую философию жизни: выносливость, упорство и умение планомерно добиваться цели, несмотря на сложности. Финны считают, что победы — не случайность и не удача, а ежедневный труд в борьбе с препятствиями. Упорство и преодоление непременно связаны с наличием сложностей.
Но что делать, если препятствий мало или нет совсем? В таком случае героическое упорство превращается в упрямство, над чем иронизируют сами финны. Наверное, самой яркой иллюстрацией теневой стороны национального героизма служит образ из видеоклипа финских музыкантов, певца Веску Йокинена и группы Sundin Pojat, на песню «Olen suomalainen» («Я — финн»). Могучий мужчина с довольно типичной финской внешностью стоит на морозе в штанах и кузнечном фартуке, надетых на голое тело, и долбит камень огромным молотом. Ему холодно и тяжело, вокруг снег и нет людей, но герой продолжает с завидным упорством долбить камень.
Финны считают, что это коротенькое слово невозможно в точности перевести на другие языки, потому что sisu — национальная черта характера. Поэтому, если финн говорит, что вы sisukas, то есть обладаете легендарным sisu, считайте, вас признали за своего.
Я был так близок к тому, чтобы сказать, но все же не сделал этого
На перекрестке. Акварель Хуго Симберга. 1896 год Ateneumin taidemuseo
На место «сказать» можно поставить любой другой глагол, потому что речь идет не о конкретном слове, а об уникальной грамматической форме, которая называется пятый инфинитив и обозначает пограничное состояние между осторожностью и решимостью сделать. Финский язык — агглютинативный, то есть язык-паровозик, где головной вагон — основа слова, а остальные — показатели падежа, числа и так далее Если в русском языке окончание определяет число, падеж и род, то в финском каждый вагончик отвечает за одно значение. . Вагончики присоединяются на усмотрение говорящего, образуя новые слова. В слове sanomaisillani основа — sano (от sanoa — «говорить»). К ней крепится суффикс , обозначающий действие как процесс Например, глагол katsoa означает «смотреть», а katsomassa — «находиться в процессе просмотра». , -isi (показатель условного наклонения, konditionaali) и -lla, показатель падежа адессива (adessiivi), который отвечает на вопрос «На чем?» (pöytä — «стол»; pöydällä — «на столе») или обозначает близость или владение (minä — «я»; minulla— «у меня»). Именно это значение подчеркивает пограничность состояния пятого инфинитива. И, наконец, -ni — показатель притяжательности первого лица единственного числа (kissa — «кошка»; kissani — «моя кошка»).
Зная все компоненты грамматической формы и несколько глаголов, можно образовать аналогичные по значению слова: tanssia — «танцевать», tanssimaisillani — «я чуть не пустился в пляс, но все же не стал»; lukea — «читать», lukemaisillani — «я чуть не прочел это, но все же не стал»; nukkua — «спать, засыпать», nukkumaisillani —«я вот-вот засну, но еще не заснул».
Интересно, что при слиянии в единую грамматическую форму ни один из компонентов не теряет своего значения. Пятый инфинитив означает ровно то, что в сумме означают его компоненты: действие + процесс + условность этого действия + местонахождение рядом + субъект. То есть субъект находится в непосредственной близости от совершения действия, но все же процесс остается в условном наклонении. В этой удивительной грамматической форме одновременно отражаются две важные черты финского характера: осторожность, которая не дает совершить действие сразу, и ответственное отношение к словам, которыми, как считают финны, можно выразить даже едва уловимые состояния.
3. Revontulet
Северное сияние, буквально «лисьи огоньки»
Северное сияние. Картина Вернера Холмберга. 1849 год Ateneumin taidemuseo
Слово revontulet, описывающее одно из самых впечатляющих явлений северной природы, состоит из двух компонентов: revon («лисы́») и tulet («огни»). Это необычное название возникло благодаря мифологическому сюжету об огненной лисе по имени Туликетту (Tulikettu), которая живет на севере. Будучи вожделенной добычей для охотников, она практически неуловима, а также обладает необыкновенной особенностью: ее шубка, черная днем, начинает мерцать с наступлением сумерек. Бегая по северным лесам, огненная лиса задевает низко свисающие ветки и кусты своим мерцающим хвостом, и огоньки разлетаются, рисуя на небе искрами (tulen kipinä) северное сияние.
Северное сияние — яркие световые всполохи, цвет которых варьируется от нежно-розового до ярко-зеленого, — лучше всего наблюдать в полярные ночи, с ноября по январь. Но в северных регионах Финляндии видеть его можно гораздо дольше, с августа по апрель, то есть практически каждую вторую ночь в году. Финны из столицы и других крупных городов специально ездят в Лапландию, чтобы полюбоваться на мерцающее северными огнями небо. Существуют даже специальные гостевые дома посреди леса и подальше от города: особенно популярны так называемые иглу из стекла (lasi-iglu) — дома с прозрачными стенами и потолком, который позволяет смотреть на лисьи огоньки из-под одеяла. Это особенно удобно, учитывая, что полярная ночь очень холодная. Есть даже поговорка: «Северное сияние знает мороз не понаслышке» (Revontulet tietävät pakkasta).
Хотя жители соседствующих с Польшей стран и отмечают схожесть языка, некоторых культурных особенностей, все же поляки способны удивлять. В статье рассмотрим, что же именно в Польше может показаться странным.
Привычка жаловаться
Подобную черту характера считают наиболее типичной для коренных жителей, о которой они и сами слагают шутки.
Склонность жаловаться скорее относится к привычке, чем к огорчению текущим положением дел. Например, большинство жителей имеют хороший уровень заработной платы, но это не мешает им выражать недовольство стоимостью популярных товаров, качеством питания, экологии, политической обстановкой.
Обычно такие обсуждения происходят при встрече двух соседей по дому. Но стоит понимать, что жалобы не являются отражением недовольства жизнью, а больше воспринимаются как повод поговорить.
В доказательство этому можно привести результаты опросов. Оказалось, что 80% поляков довольны своей жизнью и испытывают счастье. Кстати сказать, эти цифры самые высокие в Евросоюзе.
Мокрый понедельник
Традиция сохранилась в небольших городках Польши. В понедельник, следующий за пасхальным богослужением, принято обливать друг друга водой. Чаще это делает местная молодежь, но иногда «достается» и случайным прохожим.
Обычно на горизонте появляется человек с ведром воды, быстро опорожняет его на замешкавшегося наблюдателя, а потом мгновенно скрывается за поворотом.
Опаздывающие поезда
Городской транспорт ходит по идеальному расписанию, с точностью до минуты. А вот междугородний редко. Обычно поезда прибывают с опозданием, и случается это при малейшем изменении погоды.
Да, подвижный состав был давно обновлен, страна закупила современные комфортабельные вагоны. Но качество железнодорожного полотна оставляет желать лучшего: полностью его еще не модернизировали.
Потому, если вы путешествуете польскими железными дорогами, планируйте свое время с учетом вероятных задержек в пути.
Гостям вручают тапочки
Подобная традиция вводит большинство приезжих в недоумение. Исключением можно считать японцев, разделяющих традицию.
Поляки обязательно сменяют обувь на домашнюю, потому предлагают то же самое сделать и своим гостям. В их понимании это признак культурного поведения.
Параваны и ширмы на пляже
Чтобы чувствовать себя комфортнее на местных пляжах, поляки отгораживаются друг от друга параванами. Из-за этого их становится так много, что просто осложняется доступ к морю.
Также на пляжах расставляют ширмы. Так местные жители защищаются от сыпучего песка, доносящегося сильными порывами ветра.
Склонность сжигать всё в печи
Из-за этой привычки воздух в стране загрязнен. Дело в том, что экологии вредят сами же поляки. Жители частных домов привыкли отапливать их всем, чем вздумается. И хотя за это грозят штрафы, но местные жители все так же продолжают сжигать в печи провода, остатки напольного покрытия и мебели.
Использование устаревших сушилок
Жителей соседних государств не удивить сушкой белья на веревках около дома. Например, такой способ все так же популярен в Греции и Италии.
Но поляки развешивают белье на напольной сушилке, чего жители соседних стран не делают. Популярность в последнее время там набирают специальные машины-сушилки.
Очереди к врачам
Выстоять в очереди приходится и полякам, и приезжим. Если состояние обратившегося пациента не критическое, то попасть на прием к врачу будет затруднительно.
Случается, что даже ожидать обследования приходится по несколько месяцев. Иногда на прием попадают спустя год от момента записи.
Чрезмерная заинтересованность политикой
Если вы решите отправиться на вечеринку, организованную поляками, приготовьтесь к необычным расспросам. Ведь тема политики входит в перечень обязательных для обсуждения.
Гостя спросят, из какой он страны, а потом начнут расспрашивать о президенте, особенностях политической ситуации. Причем на эти темы любят поговорить поляки всех возрастных групп.
Конечно, если вы аполитичны, стоит сообщить об этом до начала погружения в расспросы.
Ненастоящие сэндвичи
Если вы закажете сэндвичи в Польше, то удивитесь их виду. В этой стране позабудьте о своем привычном представлении: сочетании двух кусков хлеба или булки с начинкой, расположенной между ними.
В Польше вам подадут «местный» сэндвич: кусочек хлеба, поверх которого кладут нравящуюся начинку. То есть, своеобразное подобие бутерброда.
Кого-то ожидает разочарование, но по вкусу даже такой сэндвич не уступает традиционному. Если же вы попросите дополнительный ломтик хлеба, вам подадут второй сэндвич.
Некоторые обычаи поляков действительно заставят вас удивиться. Но в этом и особенность, неповторимость местной культуры, вызывающая живой интерес и умение понимать и принимать ее разность.
Перед нами один из знаменитых портретов Возрождения работы Пьеро делла Франческа, изображающий профиль урбинского герцога Федерико да Монтефельтро (итал. Federico da Montefeltro), жившего в XV веке (1422–1482). Кондотьер эпохи итальянского Ренессанса был известен не только своими победами и стратегическими решениями, но и тем, что собрал при своем дворе ведущих деятелей искусства и науки.
Татьяна Кирсанова, нефролог, ревматолог, к.м.н.
Царь природы беспомощен перед болезнью
Пьеро делла Франческа. Урбинский диптих: Портрет Федерико да Монтефельтро и его жены Баттисты Сфорца. 1465–1472. Флоренция. Галерея Уффици.
Этот портрет уникален и представляет собой синтез флорентийской, североитальянской и даже нидерландской традиции портретной живописи середины XV века. Он обогащен добавлением пейзажа – вида из окон урбинского дворца. Ландшафт здесь принимает новое значение: усиливает ощущение господства человека над природой. При этом образ портретируемого полностью лишен религиозности. Это светский портрет, в котором воплощена идея антропоцентризма. Человек – царь окружающего пространства, как и государь – повелитель своих земель.
И именно в этом состоит внутреннее противоречие картины, которое сделало этот портрет притягательным не только для историков и искусствоведов, но и для врачей. Парадокс: царь природы, лишенный контроля над своим телом и здоровьем…
Страшная рана
Подагрический тофус – отложение кристаллов мочевой кислоты в мягких тканях в виде своеобразных гранулем. Тофусы обычно локализуются в подкожной клетчатке над суставами кисти и стопы, на локтевых суставах и ушных раковинах, на разгибательной поверхности предплечий, бедер, голеней, ахилловых сухожилий, на пятках и на лице
Сохранилось немало портретов Федерико. Тот же Пьеро делла Франческа в 1472 году написал «Алтарь Монтефельтро», на котором герцог изображен на коленях перед богоматерью с младенцем, также до нас дошел более поздний портрет кисти Педро Берругете. Примечательно, что на всех этих картинах герцог изображен в профиль с левой стороны. Причина известна – правая сторона лица военачальника была изуродована во время рыцарского турнира в 1450 году, когда копье пробило шлем и повредило глаз и переносицу.
Некоторые описания современников говорят о том, что опущенное веко обнажило белок глаза и он быстро «усох», обезобразив герцога. Ходила легенда, что, оставшись без глаза, он велел хирургам удалить переносицу, чтобы оставшимся левым глазом видеть больше. Но исследования доказали, что глаз и причудливая переносица – результат не мифических операций, а всего лишь одного реального удара копьем.
Предварительный диагноз – подагра
Давайте повнимательнее взглянем на работу Педро Берругете. Этот меланхоличный портрет показывает нам Федерико, читающего своему сыну. Если присмотреться не только к странному профилю герцога, но и к его рукам, то можно увидеть шишку на левой кисти, на уровне проксимального межфалангового сустава второго пальца. Менее заметны еще два узелка – на втором и четвертом пястно‑фаланговых суставах. Обе области – типичные места расположения подагрических тофусов. Хорошо бы рассмотреть и локоть, который считается еще одной частой мишенью подагры, но на портрете он закрыт доспехами.
Подагрический тофус, или подагрический узел, – отложение кристаллов мочевой кислоты в мягких тканях в виде своеобразных гранулем. Тофусы обычно локализуются в подкожной клетчатке над суставами кисти и стопы, на локтевых суставах и ушных раковинах, на разгибательной поверхности предплечий, бедер, голеней, ахилловых сухожилий, на пятках и на лице (чаще на лбу). Их содержимое при приступах может разжижаться и выделяться через свищи.
Что еще бросается в глаза при изучении двух портретов? Парадный портрет Пьеро делла Франческа обнажает для нас неприятные желваки на щеке и шее герцога, которых нет на других портретах. Неужели все это подагрические тофусы?
«Капкан для ног»
Мужественный одноглазый кондотьер во время военного похода в одном из писем личному врачу жалуется на подагру. Боль в правой ноге приковала его к постели и не давала спать. В письме он выражает беспокойство и раскаивается, что не соблюдал рекомендованную врачом диету.
Надо отметить, что в средневековой медицине термин «подагра» использовался как обобщение для целого ряда проблем со здоровьем. В русском языке болезнь называется «подагра», а само слово пришло в наш язык из польского, куда попало из Греции от древнегреческого ποδάγρα, что можно перевести буквально как «капкан для ног». Однако в остальной части Европы болезнь называлась иначе. Термин gout, обозначающий «подагру», был введен Рэндольфом из Бокинга около 1200 года, от латинского слова gutta, означающего «каплю» (жидкости). Согласно Оксфордскому словарю, использование этого слова отражает идею о том, что состояние было вызвано дисбалансом гуморов – жидкостей, которые, попадая в пораженный сустав, вызывали боль и воспаление. То есть все болезни суставов длительное время называли одним словом.
Бенджамин Уэллс, английский врач, написал первую медицинскую книгу о подагре «Трактат о подагре» лишь в 1669 году. А в 1683 году Томас Сиденгем, тоже английский врач, описал ее характер, в частности отметив, что проявляется она болью в ранние утренние часы и больше поражает мужчин пожилого возраста.
«Больные подагрой – это, как правило, старики либо люди, которые из‑за распутных привычек и похотливости преждевременно постарели, – писал Томас Сиденгем. – Больной ложится спать в добром здравии. Около двух часов ночи он просыпается от сильной боли в большом пальце ноги, реже в области пятки, лодыжки или подъема стопы. Боль похожа на боль при вывихе, но все же ощущение, будто на части тела льют ледяную воду. Затем следует озноб и лихорадка… Ночь проходит в мучениях, бессоннице, переворачивании пораженной конечности и постоянном изменении позы. Метание тела так же непрерывно, как боль в измученном суставе». В этом трактате он сравнивал болевой синдром при подагре с болями «от зажима конечности прессом» и описывал ощущения больного, как «в палец впилась клыками огромная собака».
Голландский ученый Антоний Левенгук в 1679 году, исследуя тофус, впервые описал микроскопический вид кристаллов уратов. Получается, субстрат подагры открыли через 2 века после смерти бедного герцога.