Народный итальянский инструмент, под звучание которого пели серенады в Средние века, известен далеко за пределами Европы. Мандолина популярна на всех континентах – в США, Австралии, Японии.
Что такое мандолина
Мандолина – небольшой итальянский струнный щипковый музыкальный инструмент класса хордофонов. Произошел из семейства лютни. Имеет квинтовый строй. Отличается овальным корпусом и особенностями звучания. Струны натянуты парами, каждая пара называется хором.
История инструмента
Предок мандолины – лютня, которая появилась ещё в Месопотамии в IV в до н.э. Именно от её разновидности, называемой сопрановой лютней, и взяла свое начало мандолина. Родиной инструмента считают Италию. Музыковеды выделили мандолину в отдельный вид в XIV веке из-за существенной разницы. От лютни мандолина отличалась широкой шейкой и прямой головкой грифа и числом струн.
Нынешняя привычная модель была разработана еще в XVIII веке. Мастера Виначиа сделали деку изогнутой, углубили корпус. Инструмент получил 4 спаренные стальные струны и квинтовый строй. Этот вид носит название неаполитанская мандолина. Первые образцы до сих пор хранятся в музее.
Началось массовое производство мандолины в странах Европы. Сочный звук позволил новому инструменту войти в состав оркестра.
Появились свои разновидности во Франции, где разработали обратное натяжение струн, и в царской России – там для лучшего резонанса и звучания устанавливали вторую верхнюю деку.
Но популярность инструмента была недолгой, к середине XIX века мандолина почти вышла из употребления. Она звучала лишь как национальный итальянский инструмент.
Вновь о ней вспомнили в конце XIX – начале ХХ века, когда появились формы с плоским корпусом и расширенным диапазоном. Они широко использовались в 30-е годы в джазе и кельтских мелодиях и применяются до сих пор.
Строение мандолины
Устройство инструмента обычное для струнных:
- Корпус в форме капли выпуклый снизу в виде кузова или плоский, который включает в себя две деки и обечайку. Верхняя дека для резонанса выполняется плоской или изогнутой, как у скрипки.
- Панцирь предназначен для защиты верхней деки от ударов медиатором.
- Голосник (резонатор) отверстие в верхней деке для улучшения качества звука.
- Подструнник предназначен для передачи вибрации струн на корпус, делается из дерева.
- Струнодержатель металлический
- Гриф состоит из головки с колками и шейки.
- Верхний порожек для регулирования высоты струн над грифом и подставка сделаны из твердых пород древесины. Подставка двигается.
- Накладка с ладами заходит на деку, всего у инструмента 18 металлических порожков – ладов.
- Струны от 8 до 12 штук, объединенные парами или по три, из высокоуглеродистой стали.
Корпус делают из изогнутых планок. Подходит для изготовления чёрное дерево палисандр, из них получаются дорогие инструменты с хорошим качеством звука. Материал подешевле – вишня и клен.
Дека обычно еловая или из кедра, что обеспечивает лучший резонанс. Гриф вырезают из лиственницы, палисандра, клёна. Накладка – палисандр или чёрное дерево. Колки изначально были деревянные или костяные, сейчас металлические.
Виды мандолин
За века создано множество видов мандолин. Самые распространенные типы:
- Флорентийская в F-стиле выглядит как половинка груши в разрезе. На ней исполняют кантри и фолк.
- Мандолина в А-стиле схожа по виду с гитарой, нижняя дека у неё чаще плоская, корпус каплевидной формы. Первые инструменты этого типа возникли в начале ХХ века.
Видов мандолин множество. Они отличаются числом струн, диапазоном, тембром и формой.
Помимо акустических есть электоромандолины. В таких инструментах установлены звукосниматели и отсутствуют резонаторные отверстия в корпусе.
Сфера использования
Инструмент универсален, используется в разных жанрах. Подходит для исполнения сольных партий, хорошо звучит в качестве аккомпанемента, используется в ансамблях народной музыки и традиционных академических.
Существуют оркестры, состоящие только из мандолин разного типа, так называемые неаполитанские оркестры.
Модели А-стиля предназначены для исполнения классических произведений, фолк-музыки, кельтских мелодий.
Модель Ф чаще звучит в стилях кантри – сельская музыка переселенцев США и блюграсс.
Блюграсс – акустический стиль, смесь ирландского, британского стилей с мелодиями афро-американских народов – джазом и блюзом.
Для мандолины писали произведения великие композиторы: Вивальди, Верди, Моцарт, Бетховен, Стравинский, Паганини.
Мандолины звучат в этномузыке, рок-н-ролле, рок-композициях известных групп – “Led zeppelin”, “Ария”, “Styx”.
Техника игры
Музыкант во время игры занимает положение сидя нога на ногу. В этом случае инструмент располагается на верхней ноге исполнителя, гриф немного приподнят под углом. Стоя играют, крепя инструмент ремнем через плечо.
Опытные исполнители-мандолинисты используют пиццикато, глиссандо, пульгар, флажолеты, арпеджио, вибрато, мелизмы и некоторые другие способы звукоизвлечения.
Пальцы левой руки прижимают струны на ладах. На мандолине играют аккордами или зажимая струны по одной.
Правая рука располагается на корпусе, медиатор находится между большим и указательным пальцем. Пальцами играть не принято. Звуки извлекают движением кисти, рука не напряжена. При касаниях ближе к подставке инструмент звучит резче, к головке грифа – глуше и мягче. Его звук мягкий, сочный насыщенный, но быстро затухает.
Видео: Мифы о классической музыке. Из курса «Как слушать классическую музыку»
Итальянская классическая музыка может быть легко идентифицируема из-за ее отличной мелодической структуры. Он написан для большого количества разных оркестровых инструментов и вокала. Многие из этих инструментов, такие как фортепиано и скрипка, были даже созданы и разработаны в Италии. Однако итальянская классическая музыка включает в себя не только инструменты, изобретенные в Италии. Большинству итальянских произведений нужны современные оркестровые инструменты, которые используются и в других видах классической музыки.
Струнные инструменты
Струнные инструменты в итальянском классическом оркестре состоят из скрипки, альта, виолончели и контрабаса. Они обычно сделаны из дерева. Эти струнные инструменты имеют четыре струны, которые издают звук при игре с луком из конского волоса.
Первая скрипка (Violini Primi) и Вторая скрипка (Violini Secondi) Скрипка — это небольшой струнный инструмент, который издает высокий звук или сопрано. В большинстве итальянских симфоний есть две партии скрипки. Первые скрипки играют верхние ноты на пьесе, а вторые скрипки играют нижние ноты на пьесе. Секция скрипки обычно самая большая секция в оркестре, потому что скрипки — самые мягкие инструменты.
Альт (Фиалка) Альт немного больше, чем скрипка, поэтому имеет более низкий звук, чем скрипка. Если сравнивать с вокалом, альт был бы альтом.
Виолончель (Виолончели) Виолончель намного крупнее скрипки и альта. Он установлен на земле между ногами игрока. Виолончель издает низкий баритон.
Контрабас (контрабасси) Контрабас — самый большой струнный инструмент. Многим игрокам приходится вставать или сидеть на высоком стуле, чтобы играть на нем. Издает низкий бас.
Духовые инструменты
Духовые инструменты итальянского классического оркестра включают в себя флейту, гобой, кларнет и фагот. Они имеют трубчатую форму с полостью внутри и имеют много ключей и отверстий для игроков, чтобы положить на них пальцы. Они издают звук, когда игрок выпускает воздух в инструмент.
Флейта (Flauti) Флейта — инструмент для сопрано, который может быть сделан из дерева или металла. Его звук легко узнаваем в оркестре. Некоторые итальянские классические произведения требуют только нескольких флейт, но в некоторых итальянских оркестрах есть 10 или более флейт.
Кларнет (Clarinetti) Кларнет — популярный инструмент итальянской классической музыки. Это деревянный духовой инструмент, на котором играют мундштук и трость, чтобы создать свой звук.
Фагот (Фаготти) Фагот — еще один двойной духовой духовой инструмент. Его звук похож, но намного ниже, чем у гобоя. Играть на нем традиционно очень сложно из-за расположения клавиш на инструменте. Однако его звучание является неотъемлемой частью большинства классических итальянских произведений.
Медные духовые инструменты
Медные инструменты — одни из самых громких в оркестре. Итальянская классическая музыка требует меньшего количества медных инструментов, чем струнных или деревянных духовых из-за своей романтической, деликатной природы.
Хорн (Corni) Рог, такой как валторна или английский валторна, играет важную роль в итальянской классической музыке, хотя изначально он не был изобретен итальянским инструментом. В итальянских оркестрах часто есть роговая секция, которая примерно такая же, как и партия контрабаса, но не такая большая, как скрипичная секция.
Труба (Тромб) Труба представляет собой изогнутый металлический гудок, который имеет отчетливый звук и используется в большинстве оркестров. Он имеет три клавиши и играет, поджимая губы и создавая жужжащий шум. Итальянская классическая музыка обычно включает в себя оркестровые партии.
Тромбон (Tromboni) Тромбон похож на большую трубу. Вместо тромбона, однако, играется путем скольжения части инструмента, одновременно издавая жужжащий звук в мундштук.
Туба (туба) Туба — самый большой из медных инструментов, и издает самый низкий звук. Это также самый громкий инструмент в оркестре, поэтому в большинстве итальянских симфонических оркестров есть только один или два игрока на тубе.
Ударные инструменты
Ударные инструменты издают звук при ударе. Литавры, пианино, ксилофон, треугольник, малый барабан и другие виды ударных являются частью итальянской классической симфонии.
Литавры (Литавры) Литавры также называют литаврами. Это большой чашеобразный барабан, который можно настроить, затянув головку барабана. Из-за разных звуков у итальянских оркестров обычно есть несколько барабанов для литавр, которые настроены на разные ноты.
Перкуссия (Percussioni) Секция ударных в итальянском оркестре отвечает за игру на многих различных ударных инструментах в зависимости от музыкального произведения, которое играет оркестр.
Арфа (Арпа) Арфа на самом деле является струнным инструментом, но функционирует как ударный инструмент, потому что ее выщипывают пальцами. Многие итальянские классические произведения требуют только одну или две арфы одновременно.
Продолжаем серию статей про эпоху барокко в музыке. В этот раз в центре внимания — музыкальные инструменты барочного оркестра. Обсудим и послушаем семь интересных инструментов эпохи.
Клавесин
Французский клавесин 1888–1891 годов в Музее музыкальных инструментов в Берлине © Morn the Gorn, CC BY-SA 3.0, Wikimedia Commons
Один из самых известных композиторов эпохи барокко, Иоганн Себастьян Бах, написал множество произведений именно для этого инструмента — клавесина, предшественника фортепиано. Первые упоминания инструмента относятся к концу 14-го – началу 15-го века. Клавесин использовался в обиходе вплоть до 18-го века, когда его постепенно начало вытеснять фортепиано.
Сначала у клавесина была четырехугольная форма, но в 17-м веке инструмент приобрел крыловидную продолговатую треугольную форму. Металлические струны расположены горизонтально, параллельно клавишам. Клавесины изящно отделывали: украшали рисунками и резьбой.
Диапазон клавесина составлял до пяти октав. Но также существовали разновидности клавесина меньших размеров, обычно с одним набором струн и диапазоном до четырех октав. Например, снипет, вёрджинел, клавицитерий.
А вот так звучит клавесин 👇
Орган
Одним из самых популярных инструментов эпохи барокко был орган — клавишный духовой инструмент больших размеров. Прославленные композиторы барокко, такие как Бах и Гендель, создали множество произведений для органа.
Орган считают одним из древнейших музыкальных инструментов, первые прообразы которого можно было встретить еще в Древнем Вавилоне. В 8-м веке своими органами славилась Византия, а звучание этого инструмента было неотъемлемой частью императорских церемоний. Искусство строить органы развивалось и в Италии, а к 14-му веку этот инструмент распространился по всей западной Европе.
У органа довольно сложное устройство, состоящее из множества элементов. В него входят пульт, где собраны все необходимые для органиста средства, мануалы — клавиатура для игры руками, педальная клавиатура, трубы и регистры, трактура.
Есть очень разные по размеру органы — начиная от небольших, всего с 12 трубами, до огромных инструментов с тысячью трубами. Так, крупнейших орган Европы — орган кафедрального собора Святого Стефана в немецком Пассау, имеет 17 774 трубы. А у органа концертного зала Бордуок в Атлантик-Сити и вовсе 33 112 труб.
Послушаем, как звучит органная музыка 👇
Многие, наверняка, слышали такое приятное уху слово «мандолина», от которого веет чем-то итальянским. Многие видели этот инструмент и даже слышали его звучание в самых, казалось бы, неожиданных музыкальных произведениях. Музыкантов, владеющих игрой на мандолине, в настоящее время становится все больше, ибо постоянно возрастает интерес к этому струнному инструменту.
Мандолина — струнный щипковый музыкальный инструмент итальянского происхождения, имеет небольшие размеры и является разновидностью лютни, но при этом имеет менее длинный гриф и меньшее количество струн. Для многих мандолина с характерным для нее тремоло ассоциируется с итальянскими народными мелодиями, что неудивительно, так как инструмент в том виде, который существует сегодня, родился именно в Италии в конце 18 века, хотя его прообразом послужила итальянская сопрановая лютня конца 17 века.
История происхождения и развития мандолины
Приближенно историю мандолины можно отсчитывать с появления в 14 веке мандолы — разновидности лютни. Распространяясь по Европе, инструмент получил множество различных названий, причем в зависимости от страны менялись и его структурные характеристики.
Впервые современный вариант мандолины со стальными струнами (так называемая генуэзская мандолина) упоминается в работах известных итальянских музыкантов (например, Гервазио Виначиа), путешествовавших по всей Европе и обучавших игре на музыкальных инструментах. Согласно этим историческим записям, можно смело предположить, что современную мандолину изобрели именно в Неаполе представители семьи Виначиа. В настоящее время самые первые образцы мандолины можно встретить в музеях Лондона, Клермонта (Калифорния) и Брюсселе. Самая ранняя из ныне существующих мандолин датирована 1744 годом.
Сегодня мандолина является сольным, аккомпанирующим и ансамблевым инструментом. Оркестры, состоящие из мандолин разных размеров называются неаполитанскими.
Если говорить о России, то стоит отметить, что мандолина была весьма популярна в досоветское и постсоветское время. Звучание мандолины можно было услышать в фильмах и в самодеятельности народов СССР наравне с национальными инструментами. На мандолине играет гитарист группы «Ария» Владимир Холстинин.
Разновидности мандолины
Сегодня самым распространенным типом мандолины является неаполитанская мандолина, хотя и другие ее виды широко используются в самых разнообразных музыкальных стилях и направлениях – от музыки ренессанса до рока. В США, например, самым распространенным видом является блюграссовая мандолина.
Существуют два основных направления: это академическая традиция и кантри. Из академической вырастают разновидности мандолин в кельтской музыке (бузуки), бразильской (бандолина) и т.д. Кантри развивалась с А-style формы классической мандолины, но ее F-style — это уже совершенно отдельная и очень популярная разновидность мандолины.
Мандолины А-стиля имеют каплеобразную и овальную форму. Данный термин появился от А-типа мандолины Гибсона, произведенной в начале 20 века. Большинство инструментов данного типа имеют резные верхушки и спинки, в некоторых случаях могут быть арочными, как на скрипке. Мандолины А-стиля с арочными элементами часто имеют плоскую спинку, чтобы можно было отличить их от чашевидной мандолины и могут быть больше похожи на гитару. Модели A-стиля популярны среди классических, народных и кельтских музыкантов.
Мандолины F-стиля обычно имеют точки деки на нижней стороне инструмента, что тонко влияет на звучание и обеспечивает точку опоры на бедра сидящего музыканта. Некоторые современные скрипичные мастера и производители мандолин создали ответвления, и позаимствовали некоторые атрибуты из оригинальных моделей F-стиля, но добавили свои собственные современные штрихи. Мандолины F-стиля, иногда называемые флорентийскими мандолинами, являются первым выбором для большинства блюграсс и кантри музыкантов.
В настоящий момент дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%) предоставляются 57.413 образовательным учреждениям . Чтобы узнать, какая скидка действует для всех сотрудников Вашего образовательного учреждения, войдите в свой личный кабинет «Инфоурок».
- Сейчас обучается 140 человек из 53 регионов
Курс профессиональной переподготовки
Организация деятельности педагога дополнительного образования при обучении эстрадному вокалу
К данной скидке мы можем добавить скидку Вашего образовательного учреждения (она зависит от того, сколько Ваших коллег прошло курсы «Инфоурок»)
В настоящий момент дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%) предоставляются 57.413 образовательным учреждениям . Чтобы узнать, какая скидка действует для всех сотрудников Вашего образовательного учреждения, войдите в свой личный кабинет «Инфоурок».
- Сейчас обучается 92 человека из 37 регионов
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы методики преподавания электромузыкальных инструментов и компьютерной музыки в ДМШ и ДШИ
К данной скидке мы можем добавить скидку Вашего образовательного учреждения (она зависит от того, сколько Ваших коллег прошло курсы «Инфоурок»)
В настоящий момент дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%) предоставляются 57.413 образовательным учреждениям . Чтобы узнать, какая скидка действует для всех сотрудников Вашего образовательного учреждения, войдите в свой личный кабинет «Инфоурок».
- Сейчас обучается 20 человек из 15 регионов
Музыкальная терапия при нарушении сенсорной интеграции
Описание презентации по отдельным слайдам:
Италия
Италия — государство на юге Европы, занимает южные склоны Альп и весь Аппенинский полуостров. Преимущественно горная страна с мягкой зимой и солнечным летом.
Омывающие моря: Адриатическое море, Тирренское море, Ионическое море.
Действующие вулканы: Везувий и Этна.
Страна поделена на 20 областей.
Глава государства – президент Италии.
Государственный флаг Италии
Вулкан Везувий на юге Италии около города Неаполя
Столица Италии — Рим
Рим – город «на семи холмах»
Столица Италии – Рим- расположился на реке Тибр, в 25 км от побережья Тирренского моря.
Рим – столица Римско-католической церкви, ежегодно привлекает паломников со всех концов света.
Италия – страна богатейшей музыкальной культуры, расположена в Южной Европе.
Ла Скала – знаменитый оперный театр, в который едут учиться пению со всех концов мира.
Скрипка, бубен, кастаньеты – любимые музыкальные инструменты итальянцев
Вилланеллы ( пели крестьяне)
Баркаролы ( пели лодочники-гондольеры)
Карнавальные песни ( на уличных шествиях)
Колизей – громадный амфитеатр, одна из самых больших арен, памятник архитектуры Древнего Рима, место увеселительных зрелищ, таких как бои гладиаторов.
Пизанская башня – 50 –метровая падающая колокольня архитектурного ансамбля Пизанского собора в Италии. Стоит он в г. Пиза на знаменитой площади Чудес.
«Италия — родина вокальной музыки»
ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА —
музыка, предназначенная для пения
Крупные города Италии
Венеция
Венеция – город на воде
Венеция построена на сваях из лиственницы, растущей в Альпах, которая почти не гниет в воде. Историческая часть города расположена на островах и каналах. Венеция постепенно уходит под воду, уже на 23 см.
В Венеции насчитывается 425 гондольеров, их число постоянно, не меняется с годами.
Гондола – лодка, на которой перевозят людей.
Человек, управляющий лодкой – гондольер.
Венеция – город на воде
Пицца – национальное блюдо Италии
Баркарола («песня на воде») — жанр итальянской вокальной музыки.
Санта Лючия
Слова Т.Котро Музыка Э.Коссович
Робертино Лоретти – талантливый юный итальянский певец
Итальянская баркарола «Санта-Лючия»
БЕЛЬКАНТО – прекрасное пение
А КАПЕЛЛА – пение без сопровождения
музыкальных инструментов
Айвазовский «Побережье в амальфи»
П.И. Чайковский (1840 – 1893)
великий русский композитор
цикл «Времена года»
Июнь – «Баркарола»
Джоаккино Антонио Россини (1792—1868) выдающийся итальянский композитор, автор 39 опер, духовной и камерной музыки.
Джоаккино Антонио Россини (1792—1868) выдающийся итальянский композитор, автор 39 опер, духовной и камерной музыки.
Тарантелла
итальянский народный танец в сопровождении гитары, тамбурина (он же бубен) и кастаньет (в Сицилии), музыкальный размер — 6/8, 3/8. С историей тарантеллы связано много легенд. Начиная с XV в. в течение двух столетий тарантелла считалась единственным средством излечения «тарантизма» — безумия, вызываемого, как полагали, укусом тарантула (название паука, так же как и танца, производят от названия южноитальянского города Таранто). В связи с этим в XVI в. по Италии странствовали специальные оркестры, под игру которых танцевали больные тарантизмом. Музыка тарантеллы обычно импровизировалась; для неё характерно длительное развёртывание мелодии с большими расширениями и кадансовыми дополнениями. В основе тарантеллы часто лежали какой-либо один мотив или ритмическая фигура (в ранних образцах — и в двудольном метре), многократное повторение которых оказывало завораживающее, «гипнотическое» действие на слушателей и танцующих.
Хореография тарантеллы отличалась экстатичностью — самозабвенный танец мог продолжаться несколько часов; музыкальное сопровождение танца исполнялось флейтой, кастаньетами, бубном и некоторыми другими ударными инструментами, иногда с участием голоса.
М.И. Глинка (1804 – 1857)
основоположник русской
классической музыки
БАРКАРОЛА разновидность РОМАНСА
М.И.Глинка. «Венецианская ночь»
Итальянская баркарола «Санта-Лючия»
Краткое описание документа:
Цель урока : познакомить детей с музыкальной историей Италии, основными музыкальными жанрами и явлениями, характерными для музыкальной культуры этой страны.
· дать понятия « bell canto », баркарола, тарантелла.
· освоить некоторые элементы нотной грамоты на примере тарантеллы.
· познакомить с популярной народной итальянской песней «Санта Лючия», с «Тарантеллой» Дж. Россини, «Баркаролой» из цикла «Времена года» и «Тарантеллой» из балета «Лебединое озеро» П.И.Чайковского, с картинами художников А.Боголюбова, И.Айвазовского, С.Ф.Щедрина, А.Н.Мокрицкого,
Первые упоминания о скрипке датируются началом 16 веком, в Италии. Хотя не сохранилось ни одного инструмента тех лет, ученые делают свои суждения по картинам и текстам того времени.
Очевидно, что скрипка произошла от других смычковых инструментов. Историки связывают её появление с такими инструментами как греческая лира, испанская фидель, арабский ребаб, британская кротта и даже русской четырёхструнной смычковой жигой и т.д.
К середине 16 века сложился окончательный образ скрипки, дошедший до наших дней.
Скрипка одна из изысканных музыкальных инструментов. Ее мягкий тембр напоминает виртуозный и выразительный человеческий голос. Звуки её могут вызвать улыбку и слезы, пробудить в душе слушателей скрытые или давно забытые чувства.
Существует старинная легенда, согласно которой виртуозная игра на скрипке способна замедлить время и перенести человека в другое измерение.
Основоположником производства считается Гаспаро да Сало, который основал кремонскую школу. Именно Гаспаро придал скрипке тот внешний вид, что мы знаем сейчас.
Также, изготовлением скрипок занималось целое семейство — Амати. Андреа Амати усовершенствовал скрипку, придав ей изящные формы.
Гаспаро и Амати считают основоположниками скрипичного мастерства. Некоторые изделия этих знаменитых мастеров дожили до наших дней. Их изделия высоко ценились среди знати и были очень востребованы при музыкальных дворах.
Талант великих мастеров Италии17 века довел строение этого музыкального инструмента до совершенства.
Добившись идеальной формы, выполненной из лучших материалов,
они достигли глубокого, нежного, многогранного звучания.
Навсегда оставшиеся в истории, знаменитые мастера Николо Амати,
и его ученики Джузеппе Гварнери и Антонио Страдивари создали инструмент, способный передать всю полноту человеческих чувств.
Величайшие композиторы создавали произведения, солирующая роль
в которых отводилась скрипке. Появились превосходные школы скрипичной игры.
Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить всё интересное в мире музыки⬇️
Мандолина — один из самых известных европейских струнных инструментов, сохраняющий популярность и в XXI веке.
Что такое мандолина
Тип — струнный щипковый музыкальный инструмент. Относится к классу хордофонов. Принадлежит к семейству лютневых. Родина инструмента — Италия. Существует множество национальных вариантов, но самое большое распространение получили неаполитанская и ломбардская модели.
Устройство инструмента
Корпус выполняет роль резонатора и присоединяется к грифу. Резонирующее тело может выглядеть как миска или коробка. Традиционные итальянские модели имеют грушевидный корпус. Примерно в середине корпуса вырезано звуковое отверстие. Количество ладов грифа — 18.
Одним концом струны крепятся к колковому механизму настройки на верхушке грифа. Струны протягиваются над всей длиной грифа и звукового отверстия, закрепляясь на нижнем порожке. Количество струн — 8-12. Струна обычно изготавливается из металла. Распространенный строй — G3-D4-A4-E5.
Из-за особенностей конструкции промежутки между затуханием звучания звуков меньше, чем у других струнных инструментов. Это дает возможность музыкантам эффектно использовать технику тремоло — быстрое повторение одной ноты.
Виды мандолин
Наибольшую популярность получили следующие виды мандолин:
По примеру электрогитары также была создана электромандолина. Характеризуется корпусом без звукового отверстия и установленным звукоснимателем. Некоторые модели имеют дополнительную струну. Такие версии называются электромандолинами с расширенным диапазоном.
История
В пещере Труа-Фрер сохранились наскальные рисунки. Изображения датируются примерно 13 000 годом до нашей эры. На них изображен музыкальный лук — первый известный струнный инструмент. От музыкального лука пошло дальнейшее развитие струнных. С увеличением количества струн появились арфы и лиры. Каждая струна стала отвечать за отдельные ноты. Тогда музыканты научились играть диадами и аккордами.
Лютня появилась в Месопотамии в IV веке до н.э. Древние лютни изготавливались в двух вариантах — коротком и длинном.
Древний музыкальный лук и лютня — дальние родственники мандолины. Этот факт заставляет лютню отличаться менее проработанной конструкцией. Страна происхождения мандолины — Италия. Предвестником ее появления стало изобретение сопрановой лютни.
Впервые мандолина появилась в Италии в качестве мандолы. Примерное время появления — XIV век. Изначально инструмент считался новой моделью лютни. Из-за дальнейших модификаций конструкции разница с лютней стала существенной. Мандола получила расширенную шейку и увеличенную мензуру. Длина мензуры — 42 см.
Исследователями считается, что современную конструкцию инструмент получил в XVIII веке. Изобретатели — семья неаполитанских музыкантов Виначиа. Самый известный экземпляр создал Антонио Виначиа в конце XVIII века. Оригинал сохранился в музее Великобритании. Схожий инструмент также создал Джузеппе Виначиа.
Изобретения семьи Виначиа носят название неаполитанская мандолина. Отличия от старых моделей — усовершенствованная конструкция. Неаполитанская модель набирает большую популярность к концу XIX века. Стартует массовый серийный выпуск в странах Европы. Желая усовершенствовать инструмент, музыкальные мастера разных стран принимаются за эксперименты со строением. В итоге французы создают инструмент с обратным натяжением, а в Российской Империи изобретают вариант с улучшающей звучание двойной верхней декой.
С развитием популярной музыки популярность классической неаполитанской модели падает. В 30-х годах XX века модель инструмента с плоским корпусом широко распространяется среди джазовых и кельтских исполнителей.
Использование
Мандолина — разноплановый инструмент. В зависимости от жанра и композитора может играть сольную, аккомпанирующую и ансамблевую роль. Изначально использовался в народной и академической музыке. Композиции сочиненные народом получили вторую жизнь с появлением популярной фолк-музыки.
Британская рок-группа «Led Zeppelin» использовала мандолину при записи песни «The Battle of Evermore» 1971 года для своего четвертого альбома. Партию инструмента исполнил гитарист Джимми Пейдж. По его словам он впервые взял в руки мандолину и вскоре сочинил главный рифф песни.
Американская рок-група «R.E.M.» записала свой самый успешный сингл «Losing My Religion» в 1991 году. Песня отличается ведущим использованием мандолины. Партию сыграл гитарист Питер Бак. Композиция заняла 4 позицию в топе Billboard и получила несколько премий «Грэмми».
Советская и российская группа «Ария» также использовала мандолину в своих некоторых песнях. На постоянной основе инструмент использует Ричи Блэкмор из группы «Blackmore’s Night».
Как играть на мандолине
Перед обучением игры на мандолине начинающий музыкант должен определиться с предпочтительным жанром. Классическую музыку играют моделями неаполитанского стиля, для популярной сгодятся остальные разновидности.
На мандолине принято играть медиатором. Медиаторы различаются размером, толщиной и материалом. Чем толще медиатор, тем сочнее будет звук. Недостаток — сложность игры для новичка. Толстые медиаторы требуют больших усилий при удержании.
При игре корпус ставится на колени. Гриф направляется вверх под углом. Левая рука отвечает за удержание аккордов на грифе. Права рука медиатором извлекает ноты из струн. Продвинутые техники игры можно выучить с музыкальным преподавателем.