С развитием письменности в странах древних цивилизаций накапливались и осмысливались эмпирические знания о природе, человеке и обществе, возникали зачатки математики, логики, геометрии, астрономии, медицины. Предшественниками современных учёных были философы Древней Греции и Рима, для которых размышления и поиск истины становятся основным занятием.
В ходе исторического развития влияние науки вышло за рамки развития техники и технологии. Наука превратилась в важнейший социальный, гуманитарный институт, оказывающий значительное влияние на все сферы общества и культуру. Объём научной деятельности с XVII века удваивается примерно каждые 10—15 лет (рост открытий, научной информации, числа научных работников).
В развитии науки чередуются экстенсивные и революционные периоды — научные революции, приводящие к изменению её структуры, принципов познания, категорий и методов, а также форм её организации.
Основные темы курса:
1. Наука в период античности (Боэций) и Средневековья (монастыри как хранители науки центры элементарного образования). Возникновение светских школ. Салернская медицинская школа, Гульельмо да Саличето и его хирургическая практика.
2. Возникновение университетов. Болонский университет. Бурный рост городов и развитие прикладных дисциплин (математика, инженерия, картография). Леонардо Пизанский по прозвищу Фибоначчи («Книга абака»). Джованни Кампано да Новара («Theoricaplanetarum»). Развитие мореплавания и путешествия Марко Поло в Китай.
3. Создание новой науки (теория перспективы Паоло Учелло и Мазаччо, трактаты по прикладной оптике, механике и математике Филиппо Брунеллески). Развитие наук в эпоху Возрождения. Изобретение анемометра (Леон Батиста Альберти). Творчество Леонардо да Винчи как пример разносторонней деятельности «универсального человека» эпохи Возрождения.
4. Развитие науки в XVIв. Великие географические открытия и развитие научных и технических знаний. Развитие промышленности (во Флоренции — текстильной, в Милане — металлообрабатывающей и т. д.). «О пиротехнике» (Ванноччо Бирингуччо)- техническая энциклопедия своего времени. Урбино- город математиков, Лука Пачоли и его книга «Основания арифметики». Сципион Даль Ферро, Николо Тарталья, Лудовико Феррари, Пьетро Антонио Катальди, Федерико Коммандино. Джероламо Кардано- ученый-энциклопедист XVIвека. Анатомия и итальянская школа медицины (Андреас Везалий, Джироламо Фракасторо, Костанцо Варолий). Развитие ботаники и зоологии.
5. Галилео Галилей, родоначальник основ современной механики. Наука и инквизиция. «И все-таки она (Земля) вертится». Изобретение телескопа и его влияние на развитие астрономии. Ученики Галилея (Бонавентура Кавальери, Бенедетто Кастелли, Эванджелиста Торричелли).
6. XVIIвек- утрата Италией ведущего положения в развитии европейской науки. Развитие медицины (Бернардино Рамаццини, Джованни Мария Ланчизи, Джорджо Бальиви), патологической анатомии. Вклад отца и сына Риккати в развитие математики. Развитие науки в XVIIIв., Ладзаро Спалланцани, Джованни Антонио Скополии. Физика (Луиджи Гальвани, Алессандро Вольта, Леопольдо Нобили ).
7. XIXв , возниконовение музеев естественной истории, изобретение сейсмографа. Деятельность Итальянского общества содействия прогрессу наук и создание научных учреждений. Луиджи Кремона, Эудженио Бельтрами, Эмилио Вилари. Асканио Собреро, Анджело Секки. Прорыв в математике. Гульельмо Маркони и изобретение радио. Антонио Меуччи и изобретение телефонии. Умберто Нобиле- дирижаблестроитель.
8. Развитие науки в послевоенное время XXвв. Энрико Ферми, Сальвадор Лурия, Рита Леви-Монтальчини, Франко Модильяни, Бруно Понтекорво. Современное состояние науки и в Италии.
Италия занимает важное место в Европе своей многовековой научной деятельностью и достижениями, итальянские ученые и исследователи названы одними из лучших на континенте. Ежегодно итальянские ученые удостаиваются престижных наград Европейского Союза, получают гранты на миллионы евро. Италия занимает восьмое место в ЕС по количеству исследований университетах и научных центрах. За последние годы число ученых и исследователей в Италии увеличилось на 30–40 тысяч человек и достигло одного миллиона. По этому показателю Италия занимает шестое место на континенте.
АЗЕРТАДЖ представляет обзор деятельностью Национальной академии наук Италии, достижениями итальянских исследователей и ученых.
В Италии, считавшейся «сердцем» Ренессанса, в конце XVI — начале XVII веков стали создаваться научные академии. XVII век считается эпохой возникновения современной науки и философии, одновременно считается веком научной революции. Создание в ту эпоху академий наук в европейских странах, особенно в Италии, было связано с усвоением новых и важных позиций науки. Первоначально действовавшие неофициально, эти академии позже стали официальными учреждениями, осуществляющими деятельность на общенациональном уровне и под эгидой королевств.
Академия тайн природы (Accademia Secretorum Naturae) была впервые создана в Неаполе в 1560 году, Академия рысьеглазых (Accademia dei Lincei) — в Риме в 1603 году, Академия экспериментов (Accademia del Cimento) — во Флоренции в 1657 году. Эти академии были центрами обсуждения вопросов, которые университеты, верные своим традициям, не осмеливались затрагивать.
Национальная академия наук Италии (Accademia Nazionale dei Lincei), расположенная в Риме, является одним из древнейших очагов науки страны, а также мира. Название академии, основанной членом самой знатной семьи региона Умбрия Федерико Чези, происходит из названия рыси на итальянском языке, символизирующей острое зрение. В последующие периоды академия либо закрывалась, либо продолжала деятельность под различными названиями. В 1871 году Академия наук Италии стала официальным научным учреждением страны.
Главной задачей академии является пропаганда научных знаний в их высшем выражении, в единстве и универсальности культуры, координация, интеграция и распространение научной деятельности. Она продвигает и реализует исследовательскую деятельность и миссии, выделяет гранты, а также может принимать пожертвования и создавать фонды. Национальная академия наук Италии является консультантом Президента Итальянской Республики по вопросам науки и культуры с июля 1992 года.
В 2021 году Академия провела встречи The Science 20 по S20, являющейся научной группой G20.
Италия обладает лучшими учеными и исследователями Европы
Почти каждый год итальянские ученые и исследователи получают престижную награду Европейского Союза Erc Consolidator. В 2020 году итальянские исследователи получили 47 наград, причем не только почетных. Так, на развитие исследований в этой области сроком на пять лет выделен грант в размере 2 млн евро. Из 47 грантов 17 получили исследователи, работающие в университетах или национальных исследовательских центрах. 23 из этих исследователей — женщины.
Италия также является страной с самым большим числом ученых на континенте, впервые получивших Консолидаторские гранты, учрежденные Европейским исследовательским советом в 2013 году. На сегодняшний день Итальянский технологический институт представил через ERC 48 проектов, финансируемых Европейским Союзом. Из 397 исследователей европейского исследовательского центра Horizon Europe 58 — итальянцы. В 2020 году 53 итальянских ученых и исследователя выиграли конкурс Starting Grant Европейского исследовательского совета.
По количеству ученых и исследователей Италию в ЕС опережают только Великобритания, Германия, Франция, Испания и Польша.
Еще один примечательный факт: На сегодняшний день Нобелевскую премию получили 20 итальянских ученых, большинство из которых физики и врачи. Италия впервые получила Нобелевскую премию в 1906 году, а за последний период — в 2007 году.
ТАСС-ДОСЬЕ. 1 июня принесет присягу новое правительство Италии во главе с Джузеппе Конте. Церемония состоится в 16:00 по местному времени (17:00 мск). Затем правительство должно будет получить вотум доверия в обеих палатах парламента.
Кабинет стал результатом компромисса, достигнутого партиями «Лига» и «Движение «5 звезд», получившими большинство на выборах 4 марта. Неделю назад Конте, выдвинутый этими партиями на пост премьера, уже представлял президенту состав коалиционного правительства, но тогда Серджо Маттарелла отказался утвердить его и принял решение создать технический переходный кабинет во главе с экономистом Карло Коттарелли.
После того как 31 мая тот сдал мандат, «Лига» и «Движение «5 звезд» вернулись к формированию правительства во главе с Конте. Таким образом, в Италии завершился самый долгий в ее истории правительственный кризис.
Редакция ТАСС-ДОСЬЕ приводит материал, содержащий биографические сведения о новом главе правительства.
Происхождение и образование
Джузеппе Конте (Giuseppe Conte) родился 8 августа 1964 года в городке Вольтурара-Аппула в провинции Фоджа в Апулии на юге Италии.
В 1988 году с отличием окончил юридический факультет Римского университета «Сапиенца». Согласно биографии, опубликованной на сайте итальянской Ассоциации адвокатов по гражданским делам, он проходил стажировку в Йельском университете (1992, США), в Нью-Йоркском университете (2008 год и 2009 год), в Парижском университете Сорбонна (2000, Франция), Гиртонском колледже в Кембридже (2001, Великобритания) и др.
Профессиональная деятельность
В 1988 году Конте был членом правительственной комиссии по реформе первой книги гражданского кодекса Италии, целью которой было введение однородного правового регулирования некоммерческих организаций и социальных предприятий.
В разные годы преподавал частное и коммерческое право в римских университетах ЛУМСА (1996), Сассари (1997-2000), Третьем университете (1996-1998) и Международном свободном университете общественных наук им. Гвидо Карли (2002-2004), а также в Университете Мальты (1997).
С 2006 года является научным руководителем курсов «Бизнес-юрист» в бизнес-школе Luiss, а также соруководителем курсов специализации «Новый закон телекоммуникаций» на юрфаке Флорентийского университета.
В 2009 году вошел в состав группы консультантов и экспертов при правительстве страны, разрабатывающих реформу правового регулирования управления большими предприятиями в период кризиса.
В 2010-2011 годах был членом совета директоров Итальянского космического агентства, в 2012-2015 ггодах состоял в Финансовом банковском арбитраже. В 2013-2018 годах входил в президентский Совет по правовым вопросам.
В настоящее время является членом Римской ассоциации адвокатов, адвокатом в Верховном кассационном суде, руководит собственной юридической фирмой. С 2008 года состоит в комиссии по культуре Всеобщей конфедерации итальянской промышленности (Конфиндустрия).
Кандидат в премьеры
По итогам парламентских выборов в марте 2018 года «Движение «5 звезд» и «Лига», получившие 32% и 17% голосов, приняли решение о формировании коалиционного правительства. В целях достижения согласия лидеры двух партий Луиджи Ди Майо и Маттео Сальвини отказались от притязаний на премьерство, и компромиссным кандидатом на этот пост стал беспартийный Джузеппе Конте.
23 мая президент республики Серджо Маттарелла предложил Конте возглавить кабинет. Однако 27 мая Конте вернул мандат, так как в его проекте правительства президента не устроила кандидатура министра экономики (на этот пост был выдвинут экономист Паоло Савона, известный «антиевропейской» позицией).
Личные сведения
Джузеппе Конте является автором монографий, научных статей и публикаций по семейному, предпринимательскому и гражданскому праву.
Собрание итальянской живописи — один из наиболее значимых разделов картинной галереи музея: оно насчитывает свыше пятисот пятидесяти произведений и хронологически охватывает весь период развития одной из ведущих европейских школ живописи. Из них в постоянной экспозиции представлено не более двухсот, а те, что хранятся в запасниках музея, остаются мало известными, как широкой публике, так и специалистам.
Итальянской живописи принадлежит особое место в истории Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, поскольку именно с нее начиналось формирование его картинной галереи. Основатель музея Иван Владимирович Цветаев, задумавший создать при Московском университете музей слепков с произведений классической скульптуры, еще до его открытия пришел к выводу о необходимости включения в экспозицию оригиналов, в первую очередь живописи. Окончательный перелом в его взглядах произошел в конце 1900-х годов, когда музею были предложены ценные собрания подлинных произведений. Среди них состоящая из уникальных памятников итальянской живописи XIV-XV веков коллекция дипломата М.С. Щекина, положившая начало собранию живописи. В 1924 году картинная галерея музея обрела статус самостоятельного раздела.
Раннеитальянская живопись, VIII-XIV вв.
В эпоху Средневековья живопись Италии развивалась в тесном контакте с искусством Византии, однако постепенно, со второй половины XIII века, здесь формируется искусство нового типа, по отношению к которому нередко используют термин «проторенессанс», то есть «предвозрождение».
С византийскими традициями связаны три фрагмента мозаик, некогда украшавших старую базилику Св. Петра в Риме, а также две монументальные иконы второй половины XIII века, выполненные в мастерских Флоренции и Пизы.
В XIV столетии происходил процесс формирования итальянской живописи как глубоко национального по своей природе художественного явления. Формируются основные местные школы, прежде всего флорентийская и венецианская, которые сохранят за собой лидирующее положение и в последующие века. Сиенская школа – одна из ведущих в XIV веке, представлена в собрании музея особенно разнообразно. Подписное «Распятие» Сеньи ди Бонавентуры, помощника великого Дуччо, принадлежит к числу выдающихся памятников, как и створки с изображением Марии Магдалины и Св. Августина, части не сохранившейся алтарной композиции, исполненные Симоне Мартини, выдающимся мастером первой половины XIV века.
Итальянская живопись эпохи Возрождения, XV-XVI вв.
Живопись Италии XV – начала XVI века знакомит с эпохой становления и расцвета искусства Возрождения. Идейной основой итальянской культуры эпохи Возрождения был гуманизм, а одной из его важнейших составляющих — открытие и глубокое творческое освоение античного наследия. Искусство того времени утверждает представление о высоком предназначении человека. В своих произведениях художники отображали окружающий мир, опираясь на научные достижения, они разрабатывали основы линейной перспективы, изучали анатомию человека и законы освещения.
Ведущим культурным центром в период Раннего Возрождения (XV век) была Флоренция. Сандро Боттичелли, одному из видных мастеров того времени, принадлежит полное внутренней взволнованности «Благовещение», относящееся к позднему периоду его творчества.
Высокое представление о человеке нашло воплощение в картине «Портрет юноши в образе святого Себастьяна» Больтраффио, одного из миланских учеников Леонардо да Винчи.
В эпоху Возрождения блестящий расцвет переживает венецианская школа, представленная в собрании музея работами Якопо Пальмы Старшего, Тициана, Париса Бордоне, Савольдо, Веронезе, Якопо Пальмы Младшего и других.
Итальянская живопись XVII-XVIII веков
Около 1600 года в Риме сформировались два направления – караваджизм и академизм, во многом определившие дальнейшее развитие не только итальянской, но и всей европейской живописи последующего времени. Караваджо и его последователи в качестве главного принципа провозгласили обращение к реальной действительности, в то время, как представители болонского академизма во главе с братьями Карраччи утверждали незыблемость канонов классического искусства, обогащенного практикой натурного рисунка.
Ярким примером караваджизма может служить картина «Коронование терниями» Томмазо Салини, а также «Продавец фруктов» круга Бартоломео Манфреди.
Болонский академизм представлен в собрании музея работами ведущих представителей этого направления – Гвидо Рени, Симоне Кантарини, Гверчино, Луки Феррари и других мастеров.
В Северной Италии, где живопись развивалась своим путем, работали Бернардо Строцци и Доменико Фетти.
XVII столетие в искусстве Италии принято называть эпохой барокко. Ее яркими выразителями были римлянин Пьетро да Кортона и неаполитанец Лука Джордано. Стиль барокко дал мощный импульс для расцвета пейзажа, натюрморта, жанровой картины.
Новаторские тенденции в живописи рубежа XVII-XVIII веков особенно ярко выразили Джузеппе Мария Креспи и Алессандро Маньяско.
Последний яккий период в развитии итальянского искусства связан с Венецией, выдвинувшей в XVIII веке целую плеяду блестящих живописцев, таких, как Джамбаттиста Тьеполо, Себастьяно Риччи, Крозато, Питтони, Каналетто, Беллотто, Франческо Гварди.
Итальянская живопись XIX-XX веков
В этот период Италия утратила свое лидирующее положение в европейском изобразительном искусстве и архитектуре, которое она сохраняла на протяжении четырех столетий.
Открывает данный раздел картина «Наполеон на троне» знаменитого миланского неоклассициста Андреа Аппиани. В жанре городского пейзажа работали Джованни Мильяра и Ипполито Каффи. Большой интерес представляет группа картин Джачинто Джиганте, известного мастера неаполитанского пейзажа, приобретенных музеем, начиная с середины 1980-х годов.
Интерес к трибологии у Роберто Бассани возник ещё в 1966 г., когда впервые появился этот термин. Сегодня объектом его исследований являются скоростные поезда на магнитном подвесе.
РЕЗЮМЕ
Роберто Бассани
Родился: в 1939 г.
Живет: в г. Пиза, Италия
Образование: докторская степень Университета Пизы
Научные достижения: написал более 300 научных статей, принимал участие в организации многих международных конференций и написании книг по трибологии. Был учредителем и первым президентом Итальянской ассоциации трибологии. В 2006 г. был удостоен Золотой медали по трибологии.
ССЫЛКИ НА ТУ ЖЕ ТЕМУ
Трибология появилась задолго до Леонардо да Винчи, самого знаменитого итальянского учёного эпохи Возрождения. Эта наука, занимающаяся вопросами трения, смазывания и износа, существует уже около 6000 лет, но во времена Леонардо ещё не придумали термина для её обозначения. Однако именно он выделил её некоторые основополагающие принципы, записал их и нарисовал схемы механизмов с учётом этих знаний.
500 лет спустя другой итальянец, Роберто Бассани из Пизанского университета, начал исследовать вопросы трения поверхностей. В то время эта научная дисциплина только зарождалась. Роберто получил степень инженера в 1963 г. и начал работать в университете в качестве ассистента, пытаясь выбрать для себя специализацию.
В это время британское правительство искало способы сокращения расходов в промышленности. Было установлено, что экономии можно достичь, если уменьшить потребление электроэнергии и сократить износ деталей. Исследования в этом направлении стали приоритетными, и в 1966 г. британские учёные ввели в употребление слово «трибология», образованное от греческих слов трибос (трение) и логия (изучение). Так появилась «наука о взаимодействии поверхностей при их относительном перемещении, а также связанные с ней дисциплины и методики».
Роберто Бассани чрезвычайно увлекла новая область исследований. Он мечтал стать инженером с пяти лет («Мне просто нравилось изучать устройство вещей», – вспоминает он), но своё истинное призвание нашёл лишь тогда, когда трибология выделилась в отдельное направление инженерного дела. Одно из основных понятий трибологии – трение – обычно вызывает негативные ассоциации, но они не всегда верны. Роберто стал разбираться с подобными заблуждениями. «Именно благодаря трению между подошвами и дорожным покрытием мы можем ходить. А трение между двумя деревянными палочками дало первую искру огня», – объясняет он.
Итальянский учёный написал более 300 статей по основным направлениям трибологии. В середине 80-х гг. XX века он основал группу по трибологии при Национальном совете Италии по научным исследованиям. Среди его публикаций – учебник по трибологии на английском языке, изданный в 2013 г.
Кроме того, Роберто Бассани поддерживает сотрудничество между академической наукой и промышленностью. Благодаря его усилиям удалось привлечь промышленников к участию в конференциях Итальянской ассоциации теоретической и прикладной механики (AIMETA), и с 1990 г. их количество на этих конференциях постоянно растёт. Работа Роберто Бассани в Итальянском центре трибологии (CITRIB) помогла наладить связи между академическими кругами и промышленными компаниями, поскольку почти все члены CITRIB – представители промышленности.
Одним из наиболее важных достижений Роберто Бассани следует считать образование Итальянской ассоциации трибологии (AIT). Она была создана в Пизе в 2005 г. во многом благодаря его усилиям. «Вы даже не представляете, какая закулисная борьба велась ради её создания» – делится учёный. Он стал первым президентом новой ассоциации и занимал этот пост до 2009 г. На сегодняшний день AIT насчитывает свыше 100 членов, среди которых есть как отдельные специалисты, так и научные и промышленные организации.
Деятельность Роберто Бассани по развитию трибологии получила международное признание в 2006 г., когда он получил Золотую медаль по трибологии – высшую награду в этой области. Не менее примечательным, чем сама награда, стало то, как именно учёному сообщили о ней. «Мне позвонил сам Питер Джост, чтобы рассказать об этом», – вспоминает он. Профессор Питер Джост – один из основателей современной трибологии, и именно ему часто приписывают авторство самого термина.
На сегодняшний день Роберто Бассани – единственный итальянец из 38 человек, удостоенных этой награды. Подобное признание заслуг учёного способствовало развитию трибологии в Италии и позволило созданной годом ранее ассоциации AIT получить официальный статус.
Сейчас неутомимый профессор переключил своё внимание на изучение магнитного подвеса (его ещё называют «маглев»). Он считает, что это будущее трибологии, равно как и изучение новых материалов и покрытий. «Маглевы, высокоскоростные поезда на магнитном подвесе, особенно актуальны для таких стран, как Россия и США из-за их обширных территорий», – поясняет учёный. Для решения проблемы нестабильности в его проекте используются сверхпроводящие катушки, расположенные под поездом, который движется по рельсам, представляющим собой постоянные магниты. «Конечно, всё это ещё предстоит тестировать», – признаётся учёный.
Трибология и SKF в Италии
Роберто Бассани основал Итальянскую ассоциацию трибологии в 2005 г., и SKF стала одним из её соучредителей. Два года спустя учёный вместе с несколькими другими инженерами из Италии, имеющими профессорскую степень, был приглашён посетить исследовательский центр SKF в Нидерландах. Он был приятно удивлён уровнем оснащения и качеством исследований, проводимых в центре. Коллеги же, работающие в центре, были в свою очередь польщены знакомством с учёным, годом ранее награждённым Золотой медалью по трибологии.
Тесное сотрудничество успешно продолжается вот уже несколько лет. SKF стала главным спонсором Международного конгресса по трибологии, который проходил в Турине в 2013 г. и привлёк более 1300 посетителей со всего мира. На эмблеме конгресса, нарисованной Роберто Бассани, представлено стилизованное изображение знаменитого Витрувианского человека Леонардо да Винчи, вписанного в сферический подшипник.
Говоря простыми словами, чистый нулевой уровень выбросов означает сокращение объема выбросов парниковых газов до уровня, максимально приближенного к нулю, при этом весь остающийся объем выбросов поглощается из атмосферы назад, например, океанами и лесами.
Почему важно достичь чистого нулевого уровня выбросов?
Научные данные отчетливо показывают, что для предотвращения наихудших последствий изменения климата и сохранения пригодной для жизни планеты глобальное повышение температуры должно быть ограничено 1,5°C по сравнению с доиндустриальным уровнем. В настоящее время Земля уже примерно на 1,1 °C теплее, чем в конце 1800-х годов, а объем выбросов продолжает расти. Чтобы удержать рост глобального потепления на уровне не более 1,5°C, предусмотренном в Парижском соглашении, необходимо к 2030 году сократить объем выбросов на 45%, а к 2050 году достичь нулевого уровня выбросов.
Как можно достичь чистого нулевого уровня выбросов?
Переход мира к жизни с нулевым уровнем выбросов — одна из сложнейших задач, с которыми сталкивалось человечество. Для этого потребуется не что иное, как кардинальное изменение того, как мы осуществляем производство, как мы потребляем и как передвигаемся. На сегодняшний день энергетический сектор является источником приблизительно трех четвертей общего объема выбросов парниковых газов и служит важнейшим фактором предотвращения наихудших последствий изменения климата. Замена энергии загрязняющих окружающую среду угля, газа и мазута энергией из возобновляемых источников, таких как ветер или солнечная энергия, позволит значительно сократить объем выбросов углерода.
Осуществляются ли глобальные усилия по достижению чистого нулевого уровня выбросов?
Да, коалиция, включающая все большее число стран, городов, предприятий и других организаций, обязуется добиться нулевого уровня выбросов. Более 70 стран, в том числе страны, которые вносят наибольший вклад в объем выбросов, — Китай, США и Европейский Союз — поставили цель достичь нулевого уровня выбросов, что включает около 76% глобального объема выбросов. Более 1200 компаний установили научно обоснованные целевые показатели, соответствующие цели достижения нулевого уровня выбросов, и более 1000 городов, более 1000 учебных заведений и более 400 финансовых учреждений присоединились к «Гонке к нулю», взяв на себя обязательства по принятию решительных и незамедлительных мер, с тем чтобы к 2030 году сократить глобальный объем выбросов вдвое.
Как обеспечить воплощение обязательств в действия?
Рост числа обязательств по достижению чистого нулевого уровня выбросов сопровождается ростом числа критериев с разной степенью надежности. В целях разработки более строгих и четких стандартов для обязательств по достижению чистого нулевого уровня выбросов со стороны негосударственных организаций, таких как предприятия, инвесторы, города и регионы, и ускорения их выполнения в марте 2022 года Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций Антониу Гутерриш учредил Группу экспертов высокого уровня по вопросам обязательств негосударственных организаций по достижению чистого нулевого уровня выбросов. Данная группа экспертов представит рекомендации до конца года.
Сможем ли мы достичь нулевого уровня выбросов к 2050 году?
Нет, обязательства, взятые правительствами на сегодняшний день, далеки от того, что требуется. Текущие национальные планы действий по вопросам климата (всех 193 Сторон Парижского соглашения в совокупности) предусматривают значительное увеличение к 2030 году глобального объема выбросов парниковых газов – почти на 11% по сравнению с уровнем 2010 года. Для достижения нулевого уровня выбросов требуется, чтобы все правительства (в первую очередь страны, которые вносят наибольший вклад в объем выбросов) значительно ужесточили ограничения, содержащиеся в их определяемых на национальном уровне вкладах (ОНУВ), и предприняли безотлагательные смелые шаги по сокращению выбросов уже сейчас. Климатический пакт Глазго содержит призыв ко всем странам к концу 2022 года пересмотреть и ужесточить установленные на 2030 год целевые показатели, содержащиеся в их ОНУВ, однако к сентябрю 2022 года было представлено лишь 24 новых или пересмотренных плана по климату.