Основными особенностями итальянских танцев с их многовековой историей являются скорость движений, простота движений, а также чувство ритма. Причем, речь идет не столько о народных, как о традиционных танцах, ведь в каждом регионе Италии есть свой уникальный танец.
Тарантелла
Тарантелла — тип танца, характерный для южных регионов страны. Первоначально он был связан с явлением «тарантизм» – массовыми истерическими эпидемиями в Германии, Голландии и Италии. Этот психоз выражался в виде продолжительных, буквально доводящих до изнурения судорог и непреодолимого желания танцевать. Именно этот танец назывался тарантеллой. Считалось, что к подобным судорогам приводит укус тарантула, а танец был создан, чтобы имитировать судорожные движения укушенного – якобы только такая стремительная необузданная пляска могла разогнать кровь и спасти от яда.
С некоторыми вариациями и небольшими различиями в костюмах, Тарантелла встречается в нескольких регионах Италии, причем в каждом городе или регионе под нее есть своя музыка.
На самом деле существуют различные виды тарантеллы, которые были названы в честь их места происхождения. Наиболее известными являются тарантелла неаполетана, тарантелла калабрезе, тарантелла сицилиана, тарантелла пульезе, тарантелла лукана.
Этот тип фольклорного танца широко распространен практически по всему югу Италии, Различия кроются не только в названиях, но и в музыке, а также движениях (но обязательно танец темпераментный и быстрый). Тарантеллу танцуют как соло, так и в паре. В 17 веке для тарантеллы был характерен музыкальный размер 2/4 или 4/4, но позже более традиционным стал размер 3/8 или 6/8. Некоторые местные разновидности тарантеллы получили большую популярность и распространение, чем другие: это касается, в первую очередь, тарантелле из Пиццики, Апулии или Неаполя. Большинство из подобных региональных версий танца, как правило, исполняется в паре (причем пара необязательно состоит из женщины и мужчины) или в группах по четыре человека.
В некоторых районах танцоры используют кастаньеты во время выступления, но более общепринятыми являются барабаны, волынки, аккордеоны, скрипки, мандолины, трубы и тамбурины.
Как и во многих странах мира, на территории Италии имеются традиции в танцевальном искусстве, которые стараются поддерживать и не забывать.
Те, кто был подростком в 80-х и 90-х годах помнит, какой популярность пользовалось диско. По всем модным клубам Европы гремели популярные заводные мелодии, а молодежь лихо отплясывали зажигательные танцы, движения которых знали все. Однако те годы прошли, а вместе с ними ушла и мода на подобные танцы. Сегодня уже никто не помнит, как их нужно танцевать.
Это заставляет предположить, что современные популярные клубные танцы никто и не вспомнит через 10-20 лет. Тем не менее, существуют некоторые виды музыки и танцевальных стилей, которые остаются неизменными на протяжении столетий. Это происходит потому, что подобные традиционные танцы глубоко укоренились в культуре страны, став частью ее исторического наследия.
Традиции танцев в Италии
В течение всей истории в Италии существовали традиции передачи танцев и песен от одного поколения к другому. Эти фольклорные танцы стали живым свидетелем древней местной культуры и наследия. Они часто исполняются в небольших деревнях, где никакие современные веяния не могут повлиять на них. Танец любви, танец ухаживания, ряд танцев, исполняемых при уборке сельскохозяйственных культур и сборе винограда: существовал танец для каждого случая. Танец был не только истинным средством коммуникации между людьми, но и основной формой самовыражения.
Естественно, региональные фольклорные танцы отличаются друг от друга, но у них есть один общий знаменатель: они появились, чтобы выразить чувства. Танцы считались настоящим волшебным средством, которое могло повлиять на характер и настроение любого человека.
Фольклорные танцы в Италии сегодня
Тому, кто приходит в гости к итальянцам (особенно в деревнях), стоит знать о некоторых из традиционных танцев, потому что темпераментные итальянцы, наверняка, вовлекут гостя за собой в пляс.
Основными принципами итальянских народных танцев являются чувство ритма, чувство пространства и партнера и манера исполнения. Характерной чертой для всех итальянских танцев является быстрота движений и их простота. Также практически во всех традиционных танцах встречаются постоянные переходы со всей стопы на носок.
Основными особенностями итальянских танцев с их многовековой историей являются скорость движений, простота движений, а также чувство ритма. Причем, речь идет не столько о народных, как о традиционных танцах, ведь в каждом регионе Италии есть свой уникальный танец.
Танец Тарантелла
Тарантелла — тип танца, характерный для южных регионов страны. Первоначально он был связан с явлением «тарантизм» – массовыми истерическими эпидемиями в Германии, Голландии и Италии. Этот психоз выражался в виде продолжительных, буквально доводящих до изнурения судорог и непреодолимого желания танцевать. Именно этот танец назывался тарантеллой. Считалось, что к подобным судорогам приводит укус тарантула, а танец был создан, чтобы имитировать судорожные движения укушенного – якобы только такая стремительная необузданная пляска могла разогнать кровь и спасти от яда.
С некоторыми вариациями и небольшими различиями в костюмах, Тарантелла встречается в нескольких регионах Италии, причем в каждом городе или регионе под нее есть своя музыка.
На самом деле существуют различные виды тарантеллы, которые были названы в честь их места происхождения. Наиболее известными являются тарантелла неаполетана, тарантелла калабрезе, тарантелла сицилиана, тарантелла пульезе, тарантелла лукана.
Этот тип фольклорного танца широко распространен практически по всему югу Италии, Различия кроются не только в названиях, но и в музыке, а также движениях (но обязательно танец темпераментный и быстрый). Тарантеллу танцуют как соло, так и в паре. В 17 веке для тарантеллы был характерен музыкальный размер 2/4 или 4/4, но позже более традиционным стал размер 3/8 или 6/8. Некоторые местные разновидности тарантеллы получили большую популярность и распространение, чем другие: это касается, в первую очередь, тарантелле из Пиццики, Апулии или Неаполя. Большинство из подобных региональных версий танца, как правило, исполняется в паре (причем пара необязательно состоит из женщины и мужчины) или в группах по четыре человека.
В некоторых районах танцоры используют кастаньеты во время выступления, но более общепринятыми являются барабаны, волынки, аккордеоны, скрипки, мандолины, трубы и тамбурины.
Итальянская пиццика
Как считает большинство историков, танцевальные традиции в Италии зародились довольно поздно — в XV веке. Ранее танцы на Апеннинском полуострове представляли собой простые движения, в которых не было четкой закономерности. Народные танцы также начали приобретать те черты, которые сохранились до современных дней, как раз в это время.
Пиццика — это традиционный танец, который впервые появился в Апулии. Первые упоминания о пиццике относятся к концу 18 века, когда дворянка из Таранто пригласила на танец короля Фердинанда IV Бурбона.
Этот танец напрямую связан с коллективным участием в явлении «тарантизм». После того, как человека кусал тарантул (или ему казалось, что его укусили – такое было нередким, учитывая массовый психоз), музыка и неистовый танец был единственным вариантом спастись. Люди верили, что бешеные движения танца разгоняют кровь и разжижают яд в ней. Поэтому все и танцевали тарантеллу или пиццику. Музыканты играли для укушенного человека, который танцевал до тех пор, пока эффект яда не разрушался. Очень часто этот танец исполняли всей деревней. Другими словами, танцевать пиццику – начало означать некое освобождение.
Обычно пиццику исполняют в паре. Однако, учитывая, что его принято исполнять во время семейных праздников, то пару могли образовывать родственники одного пола. Технически же у пиццики есть много общих моментов с тарантеллой: это круговой танец, сопровождающийся жестами руками и кистями, а также выразительными поворотами. Существует также постановочная пиццика с мечами.
Сегодня пиццику в основном танцуют во время сагры (праздник-ярмарка) в области Саленто. Причем, люди танцуют его в кругу. Несмотря на то, что пиццика является традиционным, фольклорным танцем, она привлекает многих молодых людей в последние несколько лет. Танец существенно «обновился» путем смешивания современных ритмов с традиционными движениями, а также с некоторыми более чувственными шагами.
Танец Сальтарелло
Когда-то практически все итальянские танцы, обилующие прыжками, назывались сальтарелло (название произошло от итальянского слова saltare – прыгать). Поэтому сегодня историки затрудняются с точным определением темпа и размера этого танца, поскольку в документах сохранилось огромное разнообразие их описаний. Первое документальное упоминание о танце сальтарелло восходит к 12 веку, но в бальных залах танец начал встречаться только в 16 веке. Во время придворных танцев быстрый сальтарелло обычно ставили сразу после медленной паваны.
Популярность сальтарелло пришлась на 60-е годы 19 века, когда в сельской местности Италии было принято устраивать пышные роскошные свадьбы и праздники по случаю окончания сельскохозяйственных работ.
Зачастую для подобных танцев и сейчас надевают специальные костюмы, которые или бережно хранятся в течение десятилетий, или производятся специалистами-умельцами, которые до сих пор придерживаются старых методов производства. Это помогает воссоздать специфическую атмосферу, при которой как будто переносишься на столетия назад. У таких танцев нет магической силы, как раньше считали люди, но в них определенно есть что-то особенное. В этом танце буквально передается жизнерадостность наших предков.
Пиццика – это народный танец на территории Апулии между Таранто и Саленто в Лечче. Однако, в начале ХХ века этот танец распространился по всей территории Апулии и получил другие названия. Обобщая, можно сказать, что данный танец принадлежит к разновидности традиционного танца «тарантелла».
История танца «пиццика»
Слово «пиццика» в письменном источнике впервые появилось в 1797 году в упоминании бального вечера, организованного дворянами Таранто в честь короля Фердинанда IV Бурбонского ди Борбоне по случаю его приезда в город. В XIX веке танец «пиццика» был тесно связан с терапевтическими практиками, частью которых являлись танцы и музыка, следуя традиции «тарантизм», появившейся в XIV веке. Понятие тарантизма связано со словом «tarantolato», использовавшегося для обозначения заболевания, которое традиция связывала с укусом тарантула (Lycosa tarantula) или скорпиона. Танец и его музыка использовались как медицина для снятия воздействия яда.
С течением времени этот танец начали исполнять в сопровождении такого инструмента, как волынка, вплоть до начала XIX века, но прежде всего танец исполнялся под скрипку, мандолину, бубен и аккордеон.
Так, пиццика на протяжении всего времени являлась народным танцем, исполнявшимся по праздничным случаям, таким образом, становясь неотъемлемой частью обрядов, связанных с тарантизмом. В этом случае пиццика исполнялась небольшими оркестрами, основными инструментами которых были бубен и скрипка, которые своими безумными звуками обычно с возрастающим темпом должны были излечивать симптомы болезни у женщин с помощью танца.
Танец пиццика, который теперь уже едва ли связывают с исчезнувшим явлением тарантизма, все еще является центром важных исследований, в результате которых его ассоциируют с древнегреческой античностью, в частности, с мифом об Арахне и с культами Дионисия.
Танец
Пиццика – это парный танец, но изначально он повился не как танец-ухаживание. Это был танец, который танцевали не только пары (мужчины и женщины), а и родственники и друзья. Если танец танцевали два мужчины, то он превращался в своего рода состязание между ними. Эта последняя трактовка танца особенно популярна в Остуни (что в провинции Бриндизи), где пиццика, которую танцуют мужчины, стала поводом для насмешек. Традиционные формы танца пиццика варьируются в зависимости от терртитории и характеризуются различными формами, чего нельзя сказать о танце «нео-пиццика», который стал модным в начале 80-х годов и представлял собой не что иное, как возродишуюся форму древнего танца.
Традиционный танец «пиццика» является разновидностью южного танца «тарантелла» с танцевальными элементами, фигурами и мимикой, характерными для крестьянского мира. Нео-пиццика использует лишь часть этого символизма, реинтерпретируя танец и делая его более гибким и связанным с эмоциями танцоров. Вариант «пиццика а скерма» — это особая разновидность танца, который симулирует дуэль на ножах.
От тарантизма до праздника тарантула
Явление тарантизма теперь уже стало культурным воспоминанием, которое живет в апульской традиции. Но в Саленто пиццика все так же привлекает большое внимание в рамках феномена, который в последние 4 года привел к возрождению этого древнего танца, что сопровождалось вновь возникшим вниманием к антропологическим и фольклорным исследованиям данной реалии.
Это привело к появлению праздника тарантула (Festa della Taranta). Речь идет о мероприятии, которое собирает тысячи любитлей музыки и танца и которое уже напротяжении многих лет привлекает музыкантов международного уровня.
тарантелла
Итальянские танцы представляют собой выражение души, и всей характерной натуры итальянцев, как нации. А танцевать итальянцы очень любят.
Считается, что название популярного итальянского танца по имени тарантелла происходит от имени одного из итальянских городов – Таранто. Любителям экзотики, однако, нравится думать, что это название родилось из жуткого и древнего средневекового обряда, во время которого обреченного человека закрывали в небольшой комнате, полной ядовитых пауков-тарантулов. Жертва принималась прыгать, избегая укусов, а мучители снаружи задавали темп этим отчаянным прыжкам, играя на барабане. Сначала медленный, ритм всё убыстрялся, жертва невольно следовала ему, в результате падала в изнеможении. Третья теория возникновения тарантеллы опять же касается вредоносных тарантулов, которых действительно было слишком много на юге Италии, и которые обвинялись в странной болезни, происходящей якобы от их укусов. Единственное лекарство – безумные скачки для того, чтобы разогнать кровь и победить этим действие яда.
Мрачная средневековая церковь, и без того обвинявшая женщин во всех смертных грехах, назвала тарантеллу воплощением женской похоти, что стало поводом для запрета на этот танец. Но народную песню, разумеется, ни убить, ни задушить невозможно, тарантелла становилась всё популярней, дошло до того, что сам кардинал повелел исполнять весёлый танец при своём дворе.
Тарантелла распространилась за пределы Италии, даже в Нидерландах крестьяне порой бросали все домашние дела для того только, чтобы предаться безумным пляскам. Современные учёные обвиняют их в том, что неистовый танец стал просто поводом для того, чтобы устроить незапланированную разнузданную пирушку и немного сбросить с себя груз вечных забот. Многие находят весьма схожими движения итальянской тарантеллы и знаменитой лезгинки. Ведь кавказская лезгинка так же, как и ее итальянский собрат имеет с арсенале множество прыжковых и скачковых элементов, и невероятную скорость движений ногами. Ну и, конечно, нельзя не отметить схожесть манеры исполнения танца с точки зрения характера — это невероятный темперамент при всей своей внешней грациозности.
Ещё один народный итальянский танец, основанный на прыжках и подскоках – сальтарелла. Он очень популярен в Романьи, Сан-Марино и Абруццио. Начало тихое и медленное: партнёр вежливыми поклонами приглашает даму на танец, а та кокетничает и делает вид, что ей совсем не хочется танцевать. Затем звучит удар барабана, служащий сигналом к началу прыжков. Темп сальтареллы постоянно увеличивается, поэтому хорошая физическая форма и сила партнёров только приветствуется. Есть и хороводные разновидности сальтареллы, во время исполнения которых, все участники стоят в плотном кругу, тесно прижавшись и наклоняясь вперёд, соприкасаясь головами и плавно раскачиваясь в ритме движения ног. А в Марче сальтарелла исполняется под удары бубна, которые должна производить почему-то непременно пожилая женщина.
Выделение особенностей народного итальянского танца
Вятский колледж культуры
Игорь Александрович Моисеев говорил, что «Народный танец — это пластический портрет народа» [5]. С ним невозможно не согласиться. Танец несомненно является частью культуры любого народа. Каждая национальность отражает в танце свою историю, характер, темперамент. В репертуаре коллективов, ансамблей, есть множество разнообразных танцев народов мира, но не всегда исполнители достоверно точно передают манеру танца. Сегодня многие хореографические коллективы исполняют народные танцы, не зная историю, обычаи, быт народа, что приводит к лексическому и композиционному обнищанию народного танца. На сцене меняется только музыка, движения и костюм, композиционный план зачастую один и тот же. Анализ теоретических подходов и реальной ситуации позволил выявить противоречия между многообразием существующих особенностей итальянского народного танца и не использованием этих особенностей в хореографических постановках любительских коллективов.
Италия — страна с уникальным историческим и культурным наследием. Это морская, горная страна, которая располагается на юге Европы от Альп до Средиземного моря. В Италии еще в древности сформировался весь комплекс календарных праздников, на основе синтеза компонентов новой религии и бытовавшего языческого ритуала. Зимние и весенние обряды итальянцев довольно ясно привязаны к датам церковного календаря. В канун дня святого Мартина в деревнях из дома в дом бродят шумные компании молодых людей с просьбой какого-либо подношения от хозяев домов. Непременная принадлежность обеденной трапезы этого дня — макароны, свинина, индюшатина, молодое вино и сладкий крендель.
Один из зимних праздников — день святой Катерины — рассматривается в Италии как начало рождественского периода. Подготовительным периодом к Рождеству считается Новена, дети и молодые люди ходили из дома в дом, пели или читали рождественские истории, за что они получали вознаграждение от хозяев.
В эпоху Возрождения огромных успехов достигает хореографическое искусство в Италии. Бытовой танец приобретает большое значение, становится неотъемлемой частью уличных карнавалов, украшает балы, вечера и маскарады. Развитие музыкального искусства в эпоху Возрождения было тесно связано с развитием танца, поскольку большинство великих композиторов в своих сочинениях ориентировались на танец. Традиция контрастного сопоставления медленного танца-шествия и живого прыжкового танца породила такую музыкальную форму, как сюита.
Среди самых известных итальянских народных танцев выделяют Тарантеллу, Пиццику, Сальтореллу, Бергамаску, а среди придворных танцев – Гальярду и Павану.
Основными движениями итальянских народных танцев можно считать: жесты руками и кистями, взмахи рук и ног, выразительные повороты, прыжки и скачки, позы, «журавлиный шаг», «прыжки с кисточкой», где танцующий в прыжке совершает разворот на 180 или 360 градусов, использование кастаньет и тамбурина, движения резкие, четкие, часто сопровождающиеся пением.
Анализируя итальянскую культуру, выделив виды итальянских народных танцев, можно выделить особенности итальянских народных танцев:
- Танцевальная культура Италии развивалась и существовала в жанрах бытового придворного и народного танца.
- Существует несколько видов итальянского народного танца:
- придворный танец Мориско сохранил свою популярность в простонародье и до сих пор исполняется в Испании и на Британских островах.
- Гальярда – старинный, веселый и живой танец, который берет свое начало в народной хореографии, хотя наибольшее распространение получил у привилегированных классов.
- Самым популярным народным танцем Италии, который известен многим и на сегодняшний, является Тарантелла, его разновидностью является танец Пиццика. Он характерен также для южных регионов Италии: Апулии и Базиликаты.
- Итальянский народный танец Сальтарелло, в переводе с итальянского «Saltare» означает «скакать», этот всенародно любимый танец исполняют на карнавалах, а в центральных провинциях сальтарелло пляшут по поводу и без повода.
- Бергамаска – это крестьянский танец, родиной которого является север Италии [3].
- В итальянском танце, важными являются шесть элементов: чувство размера, ритма, пространства, чувство партнера, память и манера исполнения;
- Характер исполнения итальянского народного танца живой, быстрый, легкий.
- Основные движения итальянских народных танцев:
- Композиционная основа Мориски это два ряда по шести танцоров в каждом. Исполняют танец мужчины в маскарадных костюмах, на ногах у них колокольчики, а в руках платки. Основными движениями являются взмахи руками и ногами [2].
- Гальярда, насыщенный прыжками и скачками танец, танцуют его в паре или соло. Основными движениями являются «пять шагов» — четыре шага и один прыжок, после которого — поза. Так же исполяняютя «журавлиный шаг», «прыжки с кисточкой»,
- Тарантеллу так же танцуют в паре и соло. Особенностью танца является его резвый, набирающий скорость темп. Характерной для танца является мелодия триолями. В сицилийской тарантелле используют кастаньеты, а в неаполитанской ее исполняют под тамбурин.
- Одна из разновидностей Тарантеллы — Пиццика является парным танцем, его исполняют на семейных праздниках. Это танец в кругу, сопровождающийся жестами рук и кистей, выразительными поворотами.
- Сальтарелло подвижный танец принято танцевать под сопровождение тамбурина и гитары. Величина из чередующихся тактов – в ритме 3/4 и стандартного 6/8 [3].
При выполнении курсовой работы были сделаны следующие выводы: при рассмотрении развития танцевальной культуры итальянского народа выявлено, что хореография зарождалась вместе с музыкой, народными праздниками и гуляньями, танцы всегда являлись частью культуры итальянского народа, но лишь в средневековье им стали уделять особое внимание. Танцевальная культура определила свое место в искусстве — танцам стали обучать, была разработана система правил и открыта танцевальная школа. Движения народных танцев переходят в светские залы, становятся более утонченными и плавными. Маскарады и венецианские балы масок придают народному танцу черты торжественности, пышности, вычурности тем самым вносят немалый вклад в развитие танцевальной культуры Италии. В это время происходит деление танца на придворный, светский танец и народный танец. Народные костюмы итальянцев отражают легкость и в то же время торжественность танца [2].
При выявлении движений и манеры исполнения итальянских народных танцев, главной особенностью исполнения итальянских народных танцев является его живость, быстрый, ускоренный темп движений. Легкость прыжков и подскоков предают танцу жизнерадостность. Это то, что объединяет итальянские народные танцы. Этот вывод можно сделать, благодаря тому, что Италия является южной страной. По характеру итальянцы очень темпераментны и жизнерадостны. Особенностью танца Мориски является зачерненные лица танцоров. Гальярда – танец, насыщенный прыжками. В Тарантелле постоянно ускоряющийся темп, движения резкие, четкие, часто сопровождаются пением. Пиццику исполняли на семейных праздниках в кругу, танец сопровождался жестами руками и кистями, а также выразительными поворотами. Сальтарелло было принято выполнять под сопровождение тамбурина и гитары [1].
При выделении особенностей итальянского народного танца, существует важность обращения к истокам народной хореографии, которые помогают хореографу понять самобытность народа, его историю, развитие культуры и влияние ее на танцевальное искусство. Благодаря этим особенностям хореограф сможет достоверно отразить движения и манеру исполнения итальянских народных танцев.
Танцевальная культура Италии
Народные танцы – богатейший фольклорный пласт Италии, занявший заслуженную нишу в культурной сфере развития всего итальянского народа.
Описание самих народных танцев и танцевальных традиций началось лишь с XV века – эпохи зарождения придворной танцевальной культуры не только в Италии, но и во многих других европейских странах. Несмотря на то, что многие придворные танцы были со временем буквально переделаны заново усилиями многих известных французских, итальянских и других балетмейстеров, исконно народные итальянские танцы всё же сохранили свои традиционные черты, свою национальную танцевальную специфику. Доминирующими элементами в них всегда были чувство ритма, размера, чувство партнёра и манера исполнения.
Так, характерными особенностями итальянских традиционных танцев является трёхдольный размер (6/8, 12/8 и др.) и быстрый, а порой и стремительный, темп, соответствующий итальянскому темпераменту. Например, сальтарелла (от итал. saltare – прыгать) – один из наиболее распространённых «зажигательных» народных танцев, который исполняется в быстром темпе, в размере 6/8 или 2/4, с триолями на каждую четверть.
Известный ещё c XIV века, особую популярность он приобрёл в XVI-XVII веках, когда сальтарелла стала жанром многоголосной инструментальной музыки и нередко входила и в сюиту танцевально-развлекательной музыки. И, лишь в XVIII века танец возродился как народный и поныне этот парный танец – один из самых популярных танцев на римском карнавале, который танцуют в Италии так же, как и тарантеллу. Неслучайно Г. Берлиоз использовал сальтареллу в увертюре «Римский канавал» и в сцене карнавала в опере «Бенвенуто Челлини», а Ф.Мендельсон использовал мелодии двух сальтарелл в финале своей «Итальянской симфонии».
Тарантелла – также один из самых признанных в Италии (особенно в южных регионах) традиционных танцев, характерной особенностью которого является ритмический рисунок, насыщенный триолями; музыкальный размер 6/8 или 3/8. Он исполняется в быстром темпе одной или двумя парами, иногда сопровождается пением в сопровождении гитары, тамбурина и кастаньет.
Интерес представляет история возникновения этого танца. По историческим сведениям в древние времена на территории греческой колонии Таранты в южной Италии водился ядовитый паук (Lycosa tarantula), укус которого вызывал истерическую реакцию, известную как «тарантизм».
Симптомом такого заболевания являлась потребность в диких и острых движениях, доводящих больного до изнеможения. Долгое время местное население верило в ритуал исцеления от этого недуга при помощи воздействия очень ритмичной и быстрой музыки. Как это ни странно, до сих пор многие молодые артисты, находящиеся под воздействием очень ритмичной музыки, верят в «целебные» свойства музыки тарантеллы, в её гипнотический эффект. В связи с этим музыка танца используется для терапии пациентов с определёнными формами депрессии и истерии. Её влияние на эндокринную систему недавно стало даже объектом научных исследований.
Сицилиана – народный танец, исполняемый в умеренном темпе, по происхождению он из южной Италии или из Сицилии. Для него характерны: музыкальный размер 6/8 или 12/8, с типичным пунктирным ритмическим рисунком ,, что сближает сицилиану с такими танцами как жига или фарлана. В то же время минорный лад, певучесть, почти полное отсутствие staccato сближает её с пасторалью. В XVI – XVII веках название «сицилиана» применялось не к танцу, а к форме арии da capo (с репризой). Вероятно, не случайно И.С.Бах применил в скрипичной сюите g-moll и в арии «Erbarme dich » в «Страстях по Матфею».
Бергамаска – танец, происходящий из северной итальянской провинции Бергамо, известной из комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь». В творчестве итальянских композиторов бергамаска имела определённую мелодию, которая часто представляла собой basso ostinato . Если старинная бергамаска исполнялась в оживлённом темпе в размере 2/4, 4/4, то уже к XIX веку – это был танец, сходный с тарантеллой, имеющий быстрый темп, размер 6/8, с постоянным акцентом на другой половине такта.
Форлана – венецианский танец, наиболее популярный у венецианских гондольеров, который исполняли одна или две пары. Характерные особенности танца: музыкальный размер 6/8 или 6/4, присутствие пунктирного ритма в ритмическом рисунке сближает его с сицилианой или жигой. Этот динамичный танец сопровождался ансамблем из мандолины, кастаньет и бубна. Как и предыдущие танцы, форлана часто использовалась в творчестве европейских композиторов XVI – XVIII вв. (Ж.Ф. Рамо, И.С. Бах, Г.Ф. Телеман, Ж.Ф. Куперен).
Гальярда (итал. gogliarda, букв.-весёлая,бодрая) – старинный парный (реже сольный) танец, происходящий из северной Италии, где его исполняли в 3-х дольном размере или в умеренно-быстром темпе, с характерным пунктирным и синкопированным ритмом. С XV – XVII вв. он входит в группу традиционных придворных европейских танцев, чередуясь по контрасту с плавным беспрыжковым танцем паваной. Сурово-торжественный склад паваны хорошо подходил к церемонии открытия придворного бала, а плавный характер танца и умеренный темп исполнения соответствовали этикетному поведению кавалеров и дам в богатых и тяжёлых одеяниях.
Именно традиция контрастного сопоставления медленного танца-шествия и живого танца дала возможность для зарождения такой музыкальной формы как сюита. К XVI веку народный танец настолько широко вошёл в музыкальный быт итальянцев, что без него не обходилось ни одно городское или сельское развлечение, будь то маскарады, момерии и карнавальные шествия, либо дорогостоящие придворные, а позже – театральные представления. Уже с XVII века выступления небольших групп танцоров во время пышных дворцовых балов стали называть танцевальным «интермеццо» («интерлюдия»), которое со временем превратилась в популярную самостоятельную форму балетного антре (т.е. «выхода»).
С этого момента начинается развитие придворного, а в дальнейшем – балетного танца, самым распространённым из которых являлся бас-данс («низкий танец»).
пиццика
Pizzica-Pizzica — это танец для женщин и мужчин, который создаёт яркую атмофсеру праздника. Вне зависимости от ситуации, роли в танце всегда четко определены. Партнерша задаёт настроение танца: насмешливо-игривое или же более кокетливое и раскрепощённое. Она держит в руке платок (обычно красный), приглашая своего партнера на танец. Гипнотический эффект создаётся не только от ритмичных движений платка, но и от длинного подола юбки и других элементов одежды. Женщины обыкновенно распускают свои волосы и танцуют неистово, открыто и свободно так. Роль же мужчины в этом танце символизирует мужество и силу, его движения более резки и четки. Женщина — главная в этом танце: сначала она приближается к мужчине, взглядом приглашая его подойти поближе, а затем может внезапно закружиться и удалиться на более «безопасное» расстояние, предлагая партнеру снова добиваться её расположения .
Теперь пиццика стала своеобразным символом нашего региона. Летом ее можно услышать повсюду, ее ритмы разносятся по всему «каблуку» итальянского ботинка: от Калимера до Карпиньяно Салентино, Кастриньяно деи Гречи, Корильяно д’Отранто, Кутрофьяно, Мартано, Мартиньяно, Солето, Стернатиа и Золлино. Финальным аккордом на её пути смело можно назвать небольшой городокМельпиньяно. В конце лета, в августе, здесь проходит самый крупный фестиваль фолк-музыки в Италии — «Notte della Taranta». Местные популярные коллективы играют свои зажигательные народные ритмы под сопровождение оркестра, а зрители, которые приезжают со всей Италии, и даже со всего мира, без устали танцуют и веселятся с ночи до рассвета.
Фестиваль «Notte della Taranta»
«La Notte della Taranta» — крупнейший музыкальный фестиваль в Италии и одно из самых важных событий в Европе, посвященных традиционной культуре. фестиваль возродил музыку нашего региона и буквально вдохнул в нее новую жизнь. Сейчас она уже слилась с другими музыкальными жанрами — от мировой рок-музыки до джаза и классики.
Фестиваль проходит в августе. Каждый вечер в разных городах региона Саленто проходит концерт. Городские площади заполнены танцующими людьми. Вы попадёте в совершенно удивительную атмосферу, а устоять перед танцем будет просто невозможно. Фестиваль заканчивается в последнюю субботу августа грандиозным концертом в Мельпиньяно. Известные артисты приезжают со всего мира — это настоящий праздник народной музыки. Для зрителей фестиваль абсолютно бесплатный.
История Пиццики
Одержимые Тарантулом Женщины, Которых Может Исцелить Только Танец, Только Пиццика.
В жаркий день летом 1728 года Анна Палаццо работала на виноградниках, окружавших ее родной город Кампи Салентина, когда тарантул укусил ее за локоть. Молодая женщина рухнула, и работающие рядом с ней фермеры бросились к ней, но ситуация ухудшалась: ее лицо и живот опухли, дыхание стало прерывистым и глубоким. Она была почти без сознания, когда они уложили ее в кровать и стали звать единственных людей, которые все еще могли ее спасти — музыкантов.
Анна страдала не от обычного укуса паука: ее укусила тарантул — существо из местных мифов и легенд. Она стала «тарантатой».
Вскоре бубны, мандолины, гитары и гармошки заполнили её маленькую комнату, музыканты начали играть. Они сыграли одну мелодию, затем другую. Но женщина едва могла пошевелиться. «На третьей мелодии или, может быть, на четвертой, молодая женщина в моем присутствии вдруг очнулась и начала танцевать с такой силой и яростью, что можно было бы назвать ее сумасшедшей», — пишет Капуто в своем исследовании 18-го века о тарантулах и его жертвах. «После двух дней танцев она была свободна и исцелена».
Саленто долгое время ассоциировался с магией, музыкой и танцами: от Средневековья до последних десятилетий врачи, путешественники, исследователи этномузыки и антропологи изучали региональный феномен «тарантизма”. Молодые женщины, а иногда и мужчины, укушенные тарантулами или другими ядовитыми насекомыми, заражались апатией и безумием, от которых они могли исцелиться только музыкой: необходимы были часы, а то и дни, непрерывного живого танца.
«Когда она танцует, она словно превращается в паука, который укусил ее», — рассказывает итальянский антрополог середины 20-го века Эрнесто де Мартино в «Стране раскаяния» — одном из самых подробных исследований этого явления.
После ее неистового танца «тарантата» в конце концов рухнет, освободится от влияния тарантула и исцелится. Но для многих эта свобода была лишь временной.
Каждый год 29 июня в праздник святого Павла, «тарантаты» собирались в Галатине — городе на юге Саленто, чтобы попросить святого Павла об избавлении от ужасного тарантула.
Некоторые ученые утверждают, что корни тарантизма уходят в древнюю Грецию, когда группы мужчин и женщин поклонялись Дионису в экстатических трансовых танцах, однако существует мало документов, которые свидетельствуют об этом.
В конце 1700-х годов в Галатине была построена часовня, посвященная святому Павлу, неподалеку от колодца, вода в котором по легенде была освящена святым Павлом во время его путешествий по Средиземному морю. Если местным музыкантам не удавалось вылечить «тарантату» в ее доме, ее приводили в часовню Святого Павла в Галатине, где она умоляла святого о пощаде об исцелении от яда паука и пила святую воду из колодца. Помимо группы музыкантов, семья приносила денежные пожертвования святому и церкви. Для многих «тарантат» эта поездка в Галатину стала ежегодным паломничеством: в июне каждого года ее симптомы возвращались, и семья работала, чтобы собрать деньги для финансирования поездки и оплаты музыкантам, которые будут там ее сопровождать.
В 17-м и 18-м веках как мужчины, так и женщины, богатые и бедные, стали жертвами тарантизма. Однако к 1959 году, когда Эрнесто де Мартино и его команда отправились в Саленто, чтобы задокументировать это явление, они обнаружили, что оно в большей степени затронуло женщин — женщин, подвергшихся насилию или вынужденных выходить замуж за мужчин, которых не любили, тех, кто потерял своих мужей или оказался в низших слоях общества
Де Мартино и более поздние исследователи, такие как Луиджи Чириатти, утверждали, что тарантизм является выражением маргинальности — способом, которым эти женщины могут проявлять свои страдания, получить признание своих страданий, попасть в общество, а не страдатьза его пределами. Когда женщины, молодые или старые, заболевали тарантизмом – лдя них это была возможность собраться вместе, создать сообщество.