Описать стили изобразительного искусства так же непросто, как пересчитать звёзды на небе. Многие течения существуют параллельно с другими направлениями, распадаясь на мелкие разветвления и подвиды. Хотя и установлена некая классификация, чёткие границы между ними провести довольно сложно. Разговор о стилях живописи для большинства людей начинается с момента, когда появляются картины, написанные маслом, а произошло это в эпоху Возрождения.
Ренессанс
Временные рамки эпохи Возрождения довольно обширны: начиная с 14 века в Италии, стиль постепенно в 15-16 веках распространился в других европейских странах. Если попросить сейчас назвать имена средневековых живописцев, большинство людей не смогут этого сделать, так как мастера почти никогда не подписывали свои работы. А вот кто такие Микеланджело, Леонардо да Винчи или Рафаэль – знают практически все.
Произошло так потому, что наивысшей ценностью для художников Возрождения стал человек. Гуманистический идеал этого направления в живописи был позаимствован у творцов античности. Художники Ренессанса возродили древнегреческие традиции, собственно так и возникло название стиля. Кроме того, искусство стало более светским. Живописцы отошли от условностей и схематичности иконографической традиции. Изображения стали более объёмными и реалистическими.
Барокко
Реформация и последовавшая Контрреформация в 16-17 веках внесли смятение в души и умы обывателей. Ясность и гармонию Ренессанса заменили динамизм и контрастность эпохи барокко. Достаточно увидеть картины Караваджо, чтобы понять, насколько это разные стили рисования. Резко противопоставляя свет и тень, художник достиг эффекта большого напряжения и эмоциональности.
Абсолютизм и стремление церкви вернуть утраченные позиции привели к театрализации и пышности искусства этого периода. Художники Франции, Испании пишут парадные портреты. Одно из произведений этого жанра – «Менины» Веласкеса.
Рококо
Естественным продолжением барокко стал художественный стиль рококо, который возник в начале 18 века во Франции. Изображая жизнь высшего общества, живописцы уже не использовали тяжеловесную пышность предыдущего направления, а создавали лёгкие, галантные полотна. Вместо контрастов – пастельные тона, театральность уступила место камерности и изысканности. Пастушескую идиллию, бегство от реальности – всё это можно увидеть, например, в работах Ватто.
Классицизм
Начало 18 века – период, когда одновременно существовали разные стили живописи: барокко, рококо, а с конца 17 века и классицизм. Это направление также возникло во Франции. Яркий его представитель – Никола Пуссен. Стиль прекрасно подошёл для восхваления абсолютизма. Художники классицизма, как и мастера Ренессанса, обращались к античным сюжетам. Но ценность для них представляла не возможность прославления человека-творца, а мифология, возвышающая богов. Установилась строгая иерархия, где жанры живописи делились на высокие и низкие. Все картины писались соответственно принятым канонам и нормам. Классицизм просуществовал до начала 19 века.
Романтизм
Французская революция смела все нормы и условности, открыв дорогу новому направлению в искусстве – романтизму. Вместо холодной рассудочности и рациональности наступила эпоха господства чувств и эмоций, которая охватывает период с конца 18 века до середины 19 века. Представление о стиле рисования даст картина Делакруа «Свобода на баррикадах» или творчество русского художника Айвазовского.
Реализм
Несоответствие между мечтой о свободе и наступившей отрезвляющей действительностью привело к появлению нового направления – реализма. После 1855 года в искусстве господствует лозунг: «Ничего, кроме правды». На полотнах Гюстава Курбе изображены самые обыкновенные люди, зарабатывающие на хлеб насущный в поте лица. Реалистическими направлениями также стали веризм и натурализм. Эти стили рисования изображали людей в типичных ситуациях почти с фотографической достоверностью.
Модернизм
В последние десятилетия 19 века появляется много новых направлений в живописи, которые получили название модернизм или «другое искусство». Эти разные течения объединяет оригинальное видение мира, стремление к новшествам. Наиболее значительные из них:
Философия модернизма обширна и включает в себя самые разные направления: фовизм, футуризм, дадаизм, сюрреализм и другие течения.
Сегодня стили изобразительного искусства практически не существуют в «чистом» виде. Андеграунд и поп-арт, минимализм и перформанс мирно уживаются друг с другом. Современные художники смело экспериментируют, ищут новые, нетрадиционные способы рисования. Полотна каждого творца – отдельный интересный и уникальный мир.