Какие традиции существуют в итальянском кинематографе

Итальянский кинематограф известен во всём мире ввиду некоторых фильмов, которые вошли в историю. Одним из таких является шедевр, снятый под руководством известного итальянского режиссёра Пьетро Джерми. Italian Traditions расскажут вам об этой ленте, которая так сильно повлияла на итальянский и международный кинематограф. Фильм и сегодня является неоспоримым символом итальянской кинематографической культуры и её важности на международной арене. Мы вам поведает сюжет и отзывы, полученные после выхода фильма в кинотеатрах.

Какие традиции существуют в итальянском кинематографе

Фильм

Фильм был выпущен в 1961 году и в последующем году он принял участие в Каннском фестивале в категории «Лучшая комедия». Год спустя фильм участвует в трёх номинациях на Оскар. Лента получает награду за лучший сценарий. Он был написан Эннио Де Кончини, Пьетро Джерми, Альфредо Джаннетти и Адженоре Инкроччи. Сцены были сняты в окрестностях Рагузы и Катании.

Вкратце о сюжете. Протагонист истории – барон Фернандо Чефалу, которого называют Фефе. Он живёт с женой Розалией в сицилийском городе Аграмонте. Они уже 12 в браке, но мужчина больше не испытывает влечения к своей супруге. Более того, он влюблён в кузину Анджелу. Действующий закон того времени не разрешает развод, но на Сицилии ещё существует понятие «убийство чести». Этот тип убийства предусматривает менее строгое наказание.

Фефе отчаянно пытается найти любовника своей жене, чтобы застать её в его компании. Таким образом, ему бы представилась возможность воспользоваться поводом для совершения убийства чести, рассчитывая на меньшее наказание и имея возможность жениться на своей любимой после выхода из тюрьмы. Однако его попытки не приносят успеха, но судьба ему приходит на помощь. Так, жена после ссоры с мужем, бросается в объятия старого воздыхателя Кармело Патане.

Но на этом история не заканчивается. Узнав о любовной интрижке, протагонист пытается сделать всё возможное, чтобы застать их вместе и суметь получить выгоду от убийства чести. Но когда он возвращается домой, уверенный застать их врасплох, обнаруживает, что любовники сбежали. Поэтому он решает вызвать презрение своих сограждан к собственной фигуре, притворяясь больным и неспособным реагировать. Таким образом он пытается создать условия бесчестья, которых бы ему хватило, чтобы оправдать этот поступок. Некоторое время спустя умирает дядя Калоджеро, отец любовницы барона.

С помощью главаря местных уголовников, Дона Чикко Матара, ему удаётся найти сбежавших любовников. Добравшись до места, он обнаруживает непорочной жену Патане, которая уже воспользовалась убийством чести, поэтому преступление совершает и он, убивая свою жену. Его приговаривают к 3 годах заключения. Отбыв срок, он возвращается в родной городок и женится на возлюбленной Анджеле. После нескольких месяцев спустя брак оказывается под угрозой во время медового месяца. Фильм заканчивается сценой, где Анджела целует своего мужа, когда они плавают на лодке. Некоторое время спустя показана сцена, как она ласкает ногу молодого рулевого.

Какие традиции существуют в итальянском кинематографе

Актеры

В фильме «Развод по-итальянски» сыграли известные итальянские актеры, которые сделали свои первые актерские шаги в этом фильме. Протагониста сыграл Марчелло Мастояни. Жену – Даниэла Рокка, а молодую Анджелу – Стефания Сандрелли. Благодаря этой ленте дебют актрисы принёс ей огромный успех.

Критика и тематики

Речь идёт, безусловно, о наиболее драматическом фильме известного режиссёра на заре его карьеры. Полученный успех был таковым, что фильм начали считать новой ступенью кинематографического жанра. Так, перефразировав, его название получаем комедию по-итальянски. Она характеризует большую часть выпущенных фильмов в итальянской кинематографии 70-х и 80-х годов. Джерми экранизирует роман Джованни Арпино под названием «Убийство чести» и трансформирует его с точки зрения менталитета и посылов народа Сицилии.

В повествовании сильно критикуются 2 аспекта, которые характеризуют отсталость итальянской законодательной системы. Речь идёт о разводе, который был введен в систему только в 1970 году, и о существовании такой анахронической статьи в уголовном кодексе. Её отмена в Италии происходит лишь 20 спустя.

Фильм, снятый режиссёром Пьетро Джерми, положил начало новому подходу к снятию фильмов в Италии. Впоследствии этот подход вышел на международный уровень. Ленту можно считать первой комедией по-итальянски, которая стал вехой в кинематографической культуре. Если вы хотите узнать больше о режиссёре, мы советуем вам также прочесть эту статью. Теперь когда вы знаете о «Разводе по-итальянски», вам не остаётся ничего другого, как посмотреть картину или пересмотреть её, чтобы постичь всю важность итальянского кинематографа, которой он отличался в искусстве.

Лукино Висконти, Микеланджело Антониони, Федерико Феллини, Пьер Паоло Пазолини — при мысли об итальянском кино наш взгляд практически всегда обращен в прошлое. Но даже если великие режиссеры уходят, национальные кинематографии не умирают. Современное итальянское кино устояло под тяжестью грандиозного прошлого и в новом веке вновь собирает овации на европейских фестивалях и полные залы в кинотеатрах.

Религия и традиции: Аличе Рорвахер

Любимые темы Пазолини — католицизм и жизнь городской и деревенской бедноты — сегодня продолжает Аличе Рорвахер. Сейчас на ее счету три полнометражных фильма, каждый из которых впервые был показан в Каннах: «Небесное тело» (программа «Двухнедельник режиссеров» 2011 года), «Чудеса» (гран-при основного конкурса 2014 года) и «Счастливый Лазарь» (приз за лучший сценарий основного конкурса 2018 года). Все картины Рорвахер рассказывают о простых и глубоко религиозных итальянцах, которые ведут традиционный образ жизни. А еще непременно затрагивают темы взросления, трансформации и неизменности, хрупкости и силы.

Какие традиции существуют в итальянском кинематографе

Сама Рорвахер не католичка, но к теме веры и церкви она возвращается раз за разом. Героя ее последнего фильма — Лазаря (или Ладзаро) — можно назвать святым, не совершающим чудес. Его святость (или же юродивость) проявляется в отношении к миру, в наивности и чистоте помыслов. Герои «Счастливого Лазаря» — застрявшие в феодализме сельские жители, у которых очень смутные представления о внешнем мире.

Рорвахер с нежностью и не без иронии показывает антиутопическую жизнь пейзан. Они не подозревают, что крепостное право ушло в прошлое. Словно малые дети, они вверяют жизнь «взрослым» и боятся покинуть «отчий дом». В этом желании покровительства — родителя, бога или помещика — крепостные из «Счастливого Лазаря» мало чем отличаются от простых людей из разных уголков планеты.

Важна ей и тема взросления — в каждом из ее фильмов главный герой совсем юн и совершает инициацию, или, проще говоря, пытается подружить свой магический детский взгляд с реальностью. Но что удивительно, в фильмах Рорвахер этот взгляд юности иногда оказывается сильней, чем реальность.

Наследник возрождения и золотого века: Паоло Соррентино

Самый известный современный итальянский режиссер Паоло Соррентино уже давно вышел на мировой рынок с голливудскими звездами первой величины.

«Великая красота» (2013) — рефлексия на тему итальянской dolce vita после триумфа в Каннах превратила Соррентино в наследника Федерико Феллини. В следующий фильм — «Молодость» (2015) — режиссер пригласил трех оскаровских лауреатов (Рэйчел Вайс, Майкл Кейн и Джейн Фонда). А когда Соррентино с проектом «Молодой папа» зашел на территорию телевидения, стало окончательно ясно: его пышный стиль оставил неизгладимый — и красочный! — след в мировом кино.

Какие традиции существуют в итальянском кинематографе

В «Молодом папе» голливудские звезды Джуд Лоу и Дайан Китон (в «Новом папе» к ним присоединился Джон Малкович) неспешно фланируют по главной римской достопримечательности на фоне фресок и соборов. Так, фильмы Соррентино окончательно превратились в манящий рекламный буклет главных архитектурных и музейных шедевров итальянского искусства, роскоши Ватикана и большого стиля классиков национального кино.

История закулисья католической церкви полна юмора и драматизма. Одержимый барочной красотой и масштабностью Соррентино находит в Ватикане идеальную площадку для демонстрации истинно итальянского стиля жизни: восторг и избыточность всегда соседствуют с грустью, а праведность и безверие сплетаются в причудливом танце.

Мафия: Маттео Гарроне и Марко Беллоккьо

Другая традиционно итальянская тема — мафия. И здесь главным событием нового века стал выход в 2006 году документального романа-бестселлера «Гоморра» журналиста Роберто Савьяно. Сегодня «Гоморра» — это не просто книга, фильм или сериал, это масштабное явление итальянской культуры. Достаточно сказать, что криминальная организация Каморра, о которой идет речь в романе, вынесла Савьяно смертный приговор, и теперь он круглосуточно находится под охраной властей.

Режиссер Маттео Гарроне в 2008 году снял по книге полнометражный фильм и получил гран-при Каннского фестиваля. Следуя заветам неореализма, режиссер вышел на натуру и снял несколько микросюжетов с участием непрофессиональных актеров. В итоге получился портрет коллективного героя, история без лиц, в которой на первом плане сама Гоморра. В картине напрочь отсутствует романтизация мафии, присущая каноническим фильмам на эту тему. Современная мафия, мифологизированная в высшей мере (немалая заслуга этой мифологизации — кино),оказывается на экране заурядным и банальным злом, которое воспроизводит себя по инерции.

Книга также стала основой для крайне популярного в Италии сериала — «Гоморра» (режиссеры — Стефано Соллима, Франческа Коменчини, Клаудио Капеллини). Так же как и литературный первоисточник, адаптация рассказывает историю жизни преступной организации, которая существует с XVIII века и благодаря которой Неаполь имеет репутацию одного из опаснейших городов на Аппенинах.

Еще один важный современный фильм на эту тему — «Предатель» Марко Беллоккьо, режиссера-легенды, начинавшего еще в середине 60-х. Беллоккьо стоял у истоков итальянского кино бунта и по сей день не растратил праведного гнева и протестного духа. «Предатель» — одновременно судебная драма и абсурдная комедия. Картина лавирует между сухой констатацией фактов и совершенной иррациональностью. В «Предателе» почти отсутствует граница между реальным и воображаемым, это фильм-сон.

Какие традиции существуют в итальянском кинематографе

Беллоккьо вбивает последний гвоздь в крышку гроба мифа о сицилийской Коза ностре, делая свою густонаселенную картину поэмой без героя. Громкие слова, которыми бросаются представшие перед судом мафиози, — о чести, достоинстве, семье — превращаются в кудахтанье на насесте (вернее за решеткой). Сами же сыплющие проклятиями подсудимые производят впечатление выживших из ума пенсионеров, чем представителей могущественной преступной организации. Кажется, меньше всего в фильме о мафии ждешь юмора, но Беллоккьо совершенно бесстрашно добивает канон и глумится над разлагающимся трупом «семьи».

Комедия по-итальянски: Риккардо Милани и Паоло Дженовезе

Какие традиции существуют в итальянском кинематографе

Еще один абсолютный хит комедийного жанра — «Идеальные незнакомцы» Паоло Дженовезе 2016 года. С 18 ремейками по всему миру фильм попал в «Книгу рекордов Гиннесса». Три семейные пары и их разведенный друг собираются посмотреть на лунное затмение и хорошо провести время. Одна из героинь предлагает вроде бы забавную игру — читать приходящие на смартфоны сообщения вслух и отвечать на звонки по громкой связи. Конечно же, у каждого героя обнаруживаются не просто скелеты в шкафу, а целые семейные склепы. Лишь один из друзей отказывается участвовать в игре, но не потому, что хранит страшные секреты, а потому, что «человек очень хрупок». Камерная история ловко балансирует на границе трагического и смешного и держит зрителя в напряжении до самого финала.

Простая идея о человеческой хрупкости — одна из важнейших, смыслообразующих. Она и сегодня объединяет режиссеров Аппенинского полуострова. Современное итальянское кино во всем многообразии едино — в гуманизме без назидательеости. И по-прежнему на родине Феллини, Висконти и Антониони бессмертна не мафия, а кино.

VII Российско-итальянский кинофестиваль RIFF

Какие традиции существуют в итальянском кинематографе

Дорогие друзья! Принимайте ещё одну хорошую новость и присоединяйтесь к любителям Итальянского Кино. В Тольятти открывается 7й кинофестиваль Итальянского Кино! Спешите окунуться в атмосферу Италии и побывать в этой солнечной стране при помощи кинематографа. Фестиваль проводится при поддержке Фонда президентских грантов в рамках проекта Российско -итальянская мозаика : сближение культур и традиций. 29 сентября в кинотеатре «Вега-фильм» состоялось открытие VII Российско-итальянского кинофестиваля RIFF. С приветственным словом выступили Буробина Татьяна Викторовна, Президент Поволжского Института Итальянской Культуры и Генеральный директор НОУ «Современная Гуманитарная Бизнес Академия», Наталья Альбертовна Христ, руководитель управления международных и межрегиональных связей Администрации города Тольятти, и Daniele Lanza, кандидат исторических наук, преподаватель итальянского языка в СГБА/ПИИК. Первым зрители увидели фильм «Наш отец», в котором темы дружбы и семейных отношений раскрылись в жанре мелодрамы.

VI Российско-итальянский кинофестиваль RIFF!

Какие традиции существуют в итальянском кинематографе

Отличная новость для любителей Италии, итальянского кинематографа и итальянского языка, и для нелюбителей тоже — у вас есть все шансы влюбиться!

Наш деловой партнер:
VI Российско-итальянский кинофестиваль RIFF!

IV Российско-итальянский кинофестиваль (RIFF) в Тольятти

Какие традиции существуют в итальянском кинематографе

С 10 по 18 апреля в кинотеатре «ВЕГА Фильм» в МТДЦ «Вега» при поддержке Посольства Италии, Поволжского института итальянской культуры и Общества «Dante Alighieri» пройдет IV Российско-итальянский кинофестиваль (Russia-Italia Film Festival, RIFF), самый масштабный италоязычный фестиваль России. После Тольятти RIFF примут еще более 20 городов России, от Калининграда до Владивостока — всероссийский охват кинофестиваля беспрецедентен для италоязычного события в нашей стране.

Российско-итальянский кинофестиваль художественного, документального и короткометажного кино

Какие традиции существуют в итальянском кинематографе

Российско-итальянский кинофестиваль художественного, документального и короткометажного кино стартует в Тольятти с 12 по 19 сентября 2017 года и кинотеатр «Вега-Фильм Тольятти» радушно распахнет свои двери перед любителями Италии, итальянского кинематографа и итальянского языка!

Российско-итальянский кинофестиваль художественного, документального и короткометражного кино (Russia-Italia Film Festival, RIFF) организован с целью укрепления культурных связей между Россией и Италией и продвижения современного итальянского кинематографа в России. В программе кинофестиваля участвуют как фильмы, предоставленные различными региональными фестивалями Италии, так и картины российских режиссеров, посвященные итальянской теме.

3-ий Российско-итальянский кинофестиваль

Какие традиции существуют в итальянском кинематографе

С 1 по 13 ноября при поддержке Департамента культуры Москвы, Посольства Италии и Итальянского Института Культуры в Москве пройдет 3-ий Российско-итальянский кинофестиваль художественного, документального и короткометражного кино (Russia-Italia Film Festival, RIFF).

В киноцентре «Октябрь» (Новый Арбат / 24) покажут полнометражные комедии, мелодрамы и драмы из Италии, короткий метр, документальные работы — 25 картин-участников и победителей международных и итальянских региональных кинофестивалей. Такие фильмы редко доходят до нашего зрителя, поэтому практически каждый показ будет российской премьерой. Откроется кинофестиваль комедией Паоло Дженовезе «Идеальные незнакомцы» / Perfetti sconisciuti, которая получили «Золотой Глобус» (Gran Premio della Stampa) как лучшая комедия 2016 года.

Показы в рамках кинофестиваля будут сопровождаться встречами Q & A с гостями из Италии: режиссерами Джорджо Амато / Giorgio Amato («Министр»), Давидом Гриеко / David Grieco («Козни»), Джанклаудио Каппаи / Giaclaudio Cappai («Не оставляя следа») и Паоло Миттоном / Paolo Mitton («Ломастер»), сценаристом Леа Тафури / Lea Tafuri («Не оставляя следа»), актрисой Ханной Крофт / Hannah Croft («Ломастер») и другими.

Пройдут в рамках RIFF и лекции от образовательных партнеров кинофестиваля — Московской школы кино, культурной платформы «Синхронизация» и др.

С программой показов и мероприятий можно познакомиться на официальном сайте кинофестиваля

Приобрести билеты можно на сайте «Октября»

Российско-итальянский кинофестиваль RIFF приходит в Тольятти

Какие традиции существуют в итальянском кинематографе

28 марта 2016 года в 19.00 состоится открытие фестиваля в кинотеатре «Вега» г.Тольятти. Один из самых масштабных кинофестивалей, знакомящих российских зрителей с итальянским кинематографом, пройдет в итальянском городе Тольятти в кинотеатре «Вега» с 28 марта по 10 апреля. В программе этого года фильмы различных жанров: зажигательные комедии, классические итальянские драмы, нуар, триллеры, документальные и полудокументальные картины, 2 сборника лучших короткометражных фильмов и даже фильм-хроника с уникальными кадрами Москвы 50-х годов, снятых итальянцами во время посещения Всемирного фестиваля молодежи и студентов 1957 года.

Italian best shorts — Сборник лучших итальянских короткометражек

Какие традиции существуют в итальянском кинематографе

7 лучших короткометражных фильмов Италии, победителей итальянских и европейских фестивалей, собраны в одной программе под названием Italian Best Shorts. Это маленькие комедии, драмы, мелодрамы, которые окунут зрителей в атмосферу итальянской жизни и заставят радоваться, грустить, смеяться и размышлять вместе с героями киноисторий.

Международный Российско-итальянский кинофестиваль — RIFF

Какие традиции существуют в итальянском кинематографе

C 25 ноября по 1 декабря 2015 г. в Самаре проходил Международный Российско-итальянский кинофестиваль авторского, документального и короткометражного кино – RIFF. Организация фестиваля в Самаре проходила при поддержке ГБУК «Агентство социокультурных технологий» и Почетного Консульства Италии в Самаре и Республике Татарстан. Фестиваль ознакомил жителей и гостей Самары с итальянским современным киноискусством. Большинство показов фильмов были премьерными для российского зрителя.

Евангельские сюжеты в итальянском кинематографе ХХ века, представленные в художественной традиции своей страны.

Государственная Третьяковская галерея

Какие традиции существуют в итальянском кинематографе

Два масштабных ретроспективных киноцикла – «Imago Dei: евангельская иконография в итальянском кино» и Cinematographia Franciscana проходят в рамках выставки «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо» и представляют зрителям малоизвестные шедевры итальянского кинематографа, собранные из фильмотек Рима, Болоньи и Ватикана.

Тематика первой ретроспективной программы «Imago Dei: евангельская иконография в итальянском кино» знакомит зрителей с образностью итальянских фильмов, снятых по евангельским сюжетам за последние семьдесят лет, связывая их изобразительность с влиянием иконографии эпохи итальянского Возрождения и барокко.

Время: 3 — 17 февраля — 19:00; 19 февраля — 13:00
Место проведения: конференц-зал и лекционный зал Инженерного корпуса Государственной Третьяковской галереи.
Стоимость: бесплатно, билеты выдаются за 30 минут до начала показа.

Программа:

3 февраля
Христос/ Cristo
Италия. 1916. 80 мин.
Режиссер Джулио Антоморо

В фильме три главы: о рождении и первых днях жизни Христа до бегства в Египет; о жизни Иисуса среди людей до триумфального входа в Иерусалим; о страданиях Христа, его смерти и воскресении.

7 февраля
Богородица / Mater Dei
Италия. 1950. 80 мин.
Режиссер и автор сценария Эмилио Кордеро

Сценарий картины основан на трудах итальянского священника и мыслителя Джакомо Альберионе (1884–1971).

9 февраля
Понтий Пилат / Ponzio Pilato
Италия, Франция. 1962. 95 мин.
Режиссер Жан Паоло Каллегари, Ирвинг Рэппер

Пеплум о древнем Иерусалиме во времена правления Тиберия. В основу сценария положен сюжет Евангелия от Иоанна.

10 февраля
Евангелие от Матфея / Il Vangelo secondo Matteo
Италия, Франция. 1964. 137 мин.
Режиссер и автор сценария Пьер Паоло Пазолини

Фильм Пазолини представляет Христа как пролетарского оратора, сообщающего людям «благую весть» о всеобщем равенстве. В фильме приняли участие непрофессиональные актеры.

14 февраля
Мессия / Il Messia
Италия, Франция. 1975. 140 мин.
Режиссер Роберто Росселлини

Последняя художественная картина Роберто Росселлини, великого мастера мирового кинематографа, рассказывает историю жизни Иисуса Христа.

15 февраля
Вор / Il ladrone,
Италия – Франция. 1979, 111 мин.
Режиссер Паскуале Феста Кампаниле

Вор Калеб из Галилеи овладел мастерством колдовства. Увидев, как Иисус превращает воду в вино, Калеб пытается разоблачить Мессию. Потерпев неудачу, он оказывается вместе с Иисусом на вершине Голгофы.

17 февраля
Дорога, дорога / Cammina cammina
Италия. 1983. 171 мин.
Режиссер и автор сценария Эрмано Ольми

Однажды ночью, наблюдая за небом с развалин храма, священник и астроном внезапно увидели яркий свет. Это явление они истолковали как знак пришествия Спасителя. Вместе с жителями города они пускаются в путь, чтобы поклониться и преподнести дары новорожденному Христу.

19 февраля
Деяния Апостолов /Atti degli apostoli
Италия – Франция – Испания – Западная Германия – Тунис. 1969, 342 мин. (5 ТВ серий)
Режиссер Роберто Росселлини

Вторая работа Роберто Росселлини для итальянского ТВ, снятая по мотивам книг Нового Завета картина повествует о первых тридцати годах после смерти и воскрешения Иисуса Христа.

Показ фильмов осуществляется на итальянском языке с синхронным переводом на русский язык.