Какие традиции связаны с музыкой в Италии

Национально-освободительная борьба итальянского народа. Ее значение для искусства Италии. Прогрессивные черты итальянского литературного романтизма. Особенности формирования новой оперной школы.

Национальные черты итальянской музыкальной культуры XIX века были предопределены особенностями освободитель­ной борьбы, которой пронизана вся история Италии этого сто­летия.

Народные волнения характерны и для 1830 года. В 30-х годах поднялась вторая волна народного протеста, возглавляемая организацией «Молодая Италия», которая, продолжая героические традиции разгромленных карбонариев, опиралась в своей борьбе на более широкие массы. В 40-х годах начинается последний этап решительного выступления итальянского народа против иноземно­го гнета и феодально-абсолютистского строя, получивший назва­ние Рисорджименто (Risorgimento, то есть Возрождение). В 1848 году имела место острая революционная ситуация, закончившаяся кровавой раcправой над восставшими. Но движение Рисорджи­менто, выдвинувшее из своей среды таких героев, как Медзини и Гарибальди, продолжало неуклонно развиваться. Этот последний этап борьбы итальянского народа завершился в 1871 году образо­ванием единого итальянского государства.

Итальянское искусство конца XVIII и первой половины XIX ве­ка не только развивалось на фоне широчайшего патриотического и народно-освободительного движения, но и принимало в нем не­посредственное участие. Злободневны были героические трагедии Альфьери и Пиндемонте, романы Фосколо и Мандзони, стихи Леопарди и Россетти, оперы Россини и Беллини. В сознании итальян­ского народа общественные и эстетические вопросы были тесно пе­реплетены.

Но воплощение передовых идеалов современности принимало в литературе и музыке разные формы.

Таким образом, итальянский литературный романтизм (при наличии отдельных противоречивых черт) в целом оформился как направление прогрессивное, демократическое.

В музыке процесс формирования новой национальной школы проходил несколько заторможенно по сравнению с литературой. Связь музыкального искусства с современностью вначале не была столь непосредственно выявлена. И тем не менее именно в этой области в Италии сформировалась национальная школа, значение которой выходит за пределы отечественной культуры.

Господствующее положение в музыкальной жизни страны за­нимала опера, которая здесь издавна сложилась как массово-демократический вид искусства. За два века существования итальян­ского музыкального театра в нем накопились богатейшие тради­ции, в которых отразился национальный характер художественного творчества. Уже это могло сделать оперу превосходным проводни­ком народных идеалов и чаяний.

«Бедной порабощенной Италии запрещается говорить, и она может лишь музыкой поведать чувства своего сердца. Все свое негодование против чужеземного владычества, свое воодушевление свободой, свое бешенство перед сознанием собственного бессилия, свою скорбь при мысли о прошлом величии и, рядом с этими, свои слабые надежды, свое ожидание, свою страстную жажду помо­щи – все это претворяет она в мелодии», – писал об итальянской опере Гейне.

Однако, с другой стороны, именно на музыкальном театре ясно сказалась общественная отсталость Италии. Условия феодальной раздробленности и национального гнета, в которых она так долго пребывала, мало способствовали развитию передовых течений в опере, особенно в старинном жанре seria. Жестокие цензурные ограничения мешали поискам нового и идейно актуального. На протяжении длительного времени в Италии укоренилось отношение к музыкальному театру как к искусству развлекательному. Оперные театры, действовавшие в определенные сезоны, рассматривались как место для демонстрации вокалистов-виртуозов и как клуб для светских встреч. В подобных условиях новые веяния с боль­шим трудом пробивали себе путь. Развитие оперного искусства сильно тормозили и требования публики, интерес которой был главным образом сосредоточен на внешней виртуозности исполне­ния, и косные вкусы певцов – деспотических законодателей художественных норм. То обстоятельство, что почти все музыкальные театры страны находились в руках частных предпринимателей, до­полнительно затрудняло борьбу с рутиной. Если в области коми­ческой оперы в XVIII столетии все же имели место значительные художественные достижения, то опера seria пребывала в состоянии глубокого кризиса. Деятельность ряда композиторов второй половины XVIII века и начала XIX (Йоммелли, Майра), стремившихся внести свежую струю в этот жанр, приблизить его к новым художественным задачам, носила половинчатый, компро­миссный характер. Процесс романтизации оперы также происхо­дил замедленно. Итальянская публика, мгновенно и с бурным одобрением улавливавшая в сюжетах любой намек на патриоти­ческую идею, с непониманием и неодобрением встречала попытки обновления музыкальной драматургии оперы.

И все же революционная атмосфера, оживившая все сферы творческой деятельности итальянского народа, постепенно породи­ла новые, передовые музыкальные течения – расцвет инструмен­тальной музыки, и прежде всего исполнительство и творчество гениального Паганини. Но главное заключалось в появлении но­вой оперной школы, отразившей идеи освободительной борьбы. Эта школа возникла на основе героических традиций националь­ного классицистского театра (драматического и музыкального), но традиций существенно обновленных. В процессе формирования но­вой итальянской оперы значительным было влияние передовых тенденций итальянской романтической литературы и драмы, со­временных форм итальянской народной и бытовой музыки и, нако­нец, новейших достижений романтизма в музыке Германии и Франции.

Создателем новой национальной оперной школы был Россини. Свое наивысшее выражение она получила в музыке Верди. Благо­даря творчеству этих двух композиторов-классиков итальянская художественная культура XIX века возвысилась до уровня обще­европейского искусства.

О том, как рождаются эти великолепные по своей красоте и звучанию инструменты, нам попытался рассказать человек редкой специальности – интонировщик и настройщик духовых органов, представитель компании «Fratelli Ruffatti» Евгений Арнаутов.

– Евгений, известно, что во всем мире людей, владеющих Вашей профессией меньше, чем космонавтов. Где обучают такой специальности?

– Мой педагог – один из братьев Руффатти (от авт.: основатели компании «Fratelli Ruffatti») – Франческо. Это талантливейший мастер интонировки и прекрасный человек – пример для всех мировых органостроителей. Последние 10 лет он является бессменным президентом Ассоциации органостроителей Италии, преподает в органостроительной школе в городе Крема. Франческо Руффатти – соавтор множества книг и статей, посвященных реставрации исторических органов севера Италии.

Но если обратиться к истокам моего ремесла, то музыкальное образование я получил в Волгограде. В 1986 году меня пригласили поработать музыкантом в Москву к известному композитору Владимиру Мигуле. Позже я организовал свой собственный коллектив, с которым двадцать три года назад уехал в Италию.

Конечно, тем, что сейчас владею такой редкой специальностью, я обязан исключительно случаю. Был период, когда я работал настройщиком фортепьяно в музыкальном магазине. Однажды ко мне подошли представители компании «Fratelli Ruffatti» и предложили попробовать освоить новую для меня специальность – интонировщик. А через двадцать дней заключили со мной контракт. Эта была невероятная удача.

Братья Франческо и Пьеро Руффатти и дочь Пьеро (дизайнер)

– Орган является «Королем» инструментов из-за своей сложности изготовления и красоты его божественного звучания. Так как все-таки происходит рождение этого необыкновенно величественного инструмента?

– Каждый орган – это уникальное и неповторимое творение. Конечно, все начинается с проектирования: учитываются все идеи и музыкальные потребности заказчика, а также размеры помещения и акустические возможности. Основная цель при создании дизайна – это чтобы инструмент гармонично сочетался с архитектурой того здания, в котором он будет установлен.

Особое внимание уделяется отбору высококачественных материалов, что гарантирует работу инструмента с максимальной эффективностью на долгие годы и в самых различных климатически сложных условиях, ну, и, конечно же, обеспечит то самое, божественное звучание.

Сегодняшний мировой рынок позволяет конструкторам органов закупать все детали и заниматься всего лишь сборкой готовых частей. Но в нашей компании, согласно традициям Ruffatti, создание каждого компонента происходит непосредственно в домашней лаборатории. Начиная от виндлады («хранилище воздуха») и до самых незначительных мелочей, включая регистровые рукоятки, которые расположены на пульте органа, – все это производится в цехах нашей мастерской. Так, для будущего инструмента тщательным образом подбираются стволы дерева махагони (красное дерево), привезенные из тропической части Африки. Затем дерево сушится в естественных условиях не менее пяти лет. Выбираются металлы высокого качества, из которых изготавливаются специальные сплавы – индивидуально для каждого регистра (наборы труб). Натуральная кожа также выделывается ручным способом.

– Евгений, а как называются мастера, которые изготавливают орган?

– В процессе изготовления органа принимает участие большое количество специалистов – это дизайнеры, художники, столяры, токари, механики, электрики, паяльщики, мастера по изготовлению труб и, конечно же, интонировщики – настройщики. Весь специализированный персонал производства обязательно должен быть подготовлен в соответствии с древними традициями органного ремесла.

– От чего все-таки зависит звучание органа?

– Если Вы имеете в виду красоту звучания, то это может зависеть от выбора необходимой диспозиции регистров в данном инструменте при его изготовлении; количества регистров и умения органиста сочетать (смешивать) регистры при исполнении данного произведения; безусловно, от вековых традиций, опыта интонировщика и мастеров изготовителей, которые передаются веками из поколения в поколение. Акустика зала установки органа, конечно, тоже имеет немаловажное значение.

– Сколько времени проходит от идеи до воплощения?

– Если речь идет об инструменте средних размеров, то со дня подписания контракта на его изготовление до сдачи инструмента под ключ требуется примерно один год.

– Самый интересный и необычный проект в Вашей практике?

– Прошу прощения у читателей за нескромность, но я уверен, что не ошибусь – любой инструмент «Fratelli Ruffatti» является необычным и неповторимым произведением искусства. Органы нашей компании радуют своим звучанием и являются украшением лучших архитектурных сооружений Севера Европы, Азии, Африки, Америки и Океании. Более 50 наших органов установлены практически во всех штатах Америки и более 500 непосредственно в Италии. Органы «Fratelli Ruffatti» пользуются большой популярностью среди известных во всем мире органистов.

– По звуковому богатству и обилию музыкальных средств орган занимает первое место среди всех инструментов. Вследствие своей выразительности он давно стал достоянием церкви. А где еще востребован этот инструмент?

– Прежде всего, я хочу обратиться к истории. Факты подтверждают, что орган был использован еще во времена Римской империи. В девятом веке этот инструмент появился и на западе – в качестве подарка Карлу от императора Константинополя. В те времена орган в основном использовался для поддержания королевских развлечений и лишь позднее был введен в ритуалы проведения религиозных торжеств. В результате он стал незаменимым инструментом во всех литургических церемониях. Тогда строительство органов в Европе очень быстро развивалось: инструменты становились все более сложными, увеличивались в размерах. Зарождались самостоятельные национальные традиции, с разнообразными конструктивными решениями и тембровыми характеристиками, которые сохранились и по сей день.

Сегодня во всем мире органы устанавливают в концертных залах, театрах, виллах и частных домах, отелях и ресторанах, а в Америке – даже в пиццериях и на больших кораблях.

– Где бы Вы посоветовали послушать орган в Италии?

– Если предметом Вашего интереса являются итальянские органы, то это не составит никаких трудностей – их тысячи. В каждой итальянской церкви установлено по одному или два прекрасных инструмента. Самый старинный, дошедший до наших дней итальянский орган был построен в 1471–1475 годах (автор Лоренцо Ди Джакомо из Прато), который до сих пор прекрасно звучит в Церкви Сан-Петронио в Болонье (Piazza Maggiore).

– Возвращаясь к началу нашей беседы, орган и Италия, понятия неразделимые лично для Вас?

– Орган – это целый мир, который я пытаюсь узнать последние десять лет. А Италия сегодня для меня является вторым домом и второй Родиной. Здесь я познал новые для меня трудности и радости, удачу и разочарование.

– О мечте…

– Мне лично очень жаль, что в такой богатой культурой стране как Россия нет ни одного итальянского органа. Последние годы я прилагаю все усилия для того, чтобы познакомить Россию с нашими замечательными инструментами, и надеюсь, что моя мечта рано или поздно осуществиться.

Отправиться на музыкальные фестивали в Италию предлагает компания «Свои люди». Мы поможем вам не только найти достойное размещение, но также организуем посещение концертов, местных музеев, театров и выставок.

Музыкальные фестивали в Италии: классика, опера, эстрада

Для многих наших соотечественников поездки в Италию всегда были связаны с давними музыкальными традициями этой замечательной страны. Сюда стремились на учебу, стажировку или просто за вдохновением многие русские музыканты. И в наши дни гости этого островка творчества имеют прекрасную возможность посетить фестивали в Италии и прикоснуться к вечным ценностям мировой и итальянской музыки.

Ежегодно проводится множество музыкальных фестивалей в Италии, на которых собираются меломаны со всех концов света. В этой стране чтят и помнят своих великих композиторов и в их честь устраивают конкурсы в их родных городах: Верди в Парме, Пуччини — в Торе дел Лаго, Россини — в Пезаро. Местом проведения этих фестивалей в Италии становятся удивительнейшие места: дворцы и роскошные виллы (Равелло), римские амфитеатры (Арена ди Верона) и старинные стадионы (Мачерата), соборы (Кортона и Сполетто) и крепости (Савона), площади старинных городков и просто берега озер.

Компания «Свои люди» поможет вам с организацией туров на фестивали в Италию: вместе с бронированием номера в отеле мы предоставим билеты на концерт. Наши операторы найдут для вас размещение вблизи с местом проведения мероприятия и зарезервируют лучшие доступные места на предстоящее представление. Не упустите свой шанс побывать на музыкальных фестивалях Италии!

Музыкальные фестивали в Италии

В июле 2023 года в Театре Тишины состоятся традиционные концерты итальянского лирического тенора и знаменитого исполнителя классической музыки – Андреа Бочелли. Тринадцатое по счету событие пройдет в сопровождении именитых артистов из разных уголков планеты, симфонического оркестра и хора. Предлагаем вам посетить легендарное мероприятие, совместив его с отличным отдыхом в Италии.

Представьте себе восторг, который испытываешь в теплую южную ночь под небом, усыпанным звёздами, на благоухающей цветами старинной вилле, висящей на крутой скале над Неаполитанским заливом, утопающей в звуках волшебной музыки… Все эти чувства вызывает посещение музыкального фестиваля в Равелло.

Парма – это город, полный благодати, где витает изысканная атмосфера небольшой столицы. Его центр славится художественными шедеврами, большими зелеными насаждениями, а также сокровищами разных эпох, — все это ждет туристов и жителей Пармы.

Однако Парма — это не только город, но и многочисленные достопримечательности, музыкальные и культурные традиции. Парма и ее провинция, а также вся территория богата разнообразным ландшафтом, который простирается между рекой По и Апеннинами; небольшие деревни с древней историей и жизненной силой, замки, средневековые церкви и театры. Здесь можно не только получить максимальное удовольствие от спокойного отдыха, но и исследовать окрестности на горных велосипедах, заняться верховой ездой, совершать пешие прогулки и посещать старинные крепости или покорять самые высокие вершины.

Достопримечательности

Парма – это город, пронизанный духом веселья и общения, с сильными художественными и культурными традициями. Среди деятелей искусства стоит отметить таких деятелей, как: Бенедетто Антелами, который внес свой вклад в создание Собора и Баптистерия в розовом мраморе в Вероне, Корреджо, который работал в Зале Святого Павла, Зале Святого Иоанна Богослова и в соборе, а таже Пармиджанино, который расписывал церкви Санта-Мария-делла-Стекката и части церкви Сан-Джованни.

В Национальной галерее, расположенной внутри Палаццо делла Пилотта, выставляются работы Корреджо, Пармиджанино, Канова, Тьеполо и Леонардо да Винчи.

Даже современная архитектура в Парме имеет свое собственное пространство: произведения Ренцо Пьяно, Аудитория Паганини и Центр Барилла, прекрасное здание Пьяццале-делла-Паче, которое находится перед Пилотта, работы Ботта, и станция Bohigas, — вот лишь некоторые самые знаменитые достопримечательности.

Парма, прежде всего, — это город музыки и театра. Это страсть, помимо ассоциации Парма-Верди, проявляется в многообразии предложений и сооружений, посвященных музыкальному искусству: Аудитория Паганини, Дом музыки, Дом-музей Артуро Тосканини, Дом звука и, конечно же, Театр оперы и драмы Реджо, созданный Мария Луиджи и открытый в 1829 году, который до сих пор остается одним из самых известных театров в мире.

Наконец, в провинции есть много замков, которые сохранились от различных синьорий, существовавшие в период с XIV – XV века в Парме: Скалигеров, Висконти и, наконец, Сфорца. Наиболее важными из них являются: замок Барди, замок Торрекьяра, крепость Фонтанеллато и Реджа-ди- Колорно.

Парма является одним из тех мест, где искусство, музыка, литература, история, традиции и радости жизни неразрывно связаны между собой. Особый след в жизни города оставили великие деятелей прошлого, таким образом, подтверждая звание культурного центра.

Красота Марии Луиджи. Гений Тосканини. Гармония Корреджо. Талант Верди

Город полон укромных уголках и красивых мест, которые постоянно открывают миру фрагменты истории и культуры. Это место, где очарование прошлого и настоящего собрались вместе в единое целое. Безусловно, стоит приехать сюда, чтобы затеряться среди узких улицах и открыть секрет города легенд и традиций.

Эногастрономия

Гурманов здесь ждет настоящее богатство изысканных вкусов: колбасные изделия и сыры Пармы давно уже завоевали столы по всему миру. Наиболее известным продуктом является, несомненно, пармский окорок, который производится в холмистой местности вместе с колбасными изделиями Фелино. Типичным местным продуктом является колбаса «калутелло-ди-дзибелло» и ветчина «спалла-котта Сан-Секондо».
Другой продукт, известный во всем мире, — это пармезан: его производят на протяжении более восьми веков все тем же методом, это все тот же вкус с уникальными качествами. Леса гор являются источниками двух видов продукта — это трюфеля Франьо и боровики, оба эти сорта грибов редкие и высоко ценятся. Первый носит название места в Апеннинах для того, чтобы отличить его от других сортов черного трюфеля; белый гриб Борготаро был удостоен европейской категории Защищенного обозначение происхождения — IGP, которая подтверждает его абсолютную уникальность.
Из вин стоит отметить следующие типичные сорта для этой местности: вина Колли ди Парма Doc, как Мальвазия, Россо и Совиньон, Фонтана-дель-Таро.

Сегодняшний выпуск посвящен итальянской народной музыке – песням и танцам этой страны, а также музыкальным инструментам.

Те, кого мы привыкли называть итальянцами, – наследники культуры великих и малых народов, которые проживали с давних времен в разных районах Апеннинского полуострова. Греки и этруски, италики (римляне) и галлы оставили свой след в итальянской народной музыке.

Богатая событиями история и пышная природа, земледельческие работы и веселые карнавалы, задушевность и эмоциональность, красивый язык и музыкальный вкус, богатое мелодическое начало и разнообразие ритмики, высокая певческая культура и мастерство инструментальных ансамблей – всё это проявилось в музыке итальянцев. И все это завоевало сердца других народов за пределами полуострова.

Народные песни Италии

Как говорится, в каждой шутке есть доля шутки: ироничное замечание итальянцев о себе как о мастерах сочинять и петь песни, подтверждается мировой славой. Поэтому народную музыку Италии в первую очередь представляют песни. Конечно, мы мало знаем об устной песенной культуре, поскольку первые ее образцы были записаны в позднее средневековье.

Появление народных итальянских песен в начале XIII столетия связывают с переходом к эпохе Возрождения. Тогда появляется интерес к мирской жизни, горожане во время праздников с удовольствием слушают менестрелей и жонглёров, которые поют о любви, повествуют семейные и бытовые истории. Да и сами жители сёл и городов не прочь попеть и потанцевать под нехитрый аккомпанемент.

Позднее сформировались основные песенные жанры. Фроттола (в переводе «народная песенка, выдумка») с конца XV столетия известна на севере Италии. Это лирическая песня на 3–4 голоса с элементами имитационной полифонии и яркими метрическими акцентами.

Уже к XVI веку светлая, танцевальная, с мелодией в три голоса вилланелла (в переводе «деревенская песня») была распространена по всей Италии, но каждый город называл ее по-своему: венециана, неаполетана, падована, романа, тосканелла и другие.

Её сменяет канцонетта (в переводе означает «песенка»), – небольшая песня, исполняемая в один или несколько голосов. Именно она стала родоначальницей будущего знаменитого жанра арии. А танцевальность вилланеллы перешла к жанру баллетто , – более легким по композиции и характеру песням, подходящим для танца.

Самым узнаваемым жанром народных итальянских песен сегодня является неаполитанская песня (южноитальянский регион Кампания). Распевная, веселая или грустная мелодия сопровождалась мандолиной, гитарой или неаполитанской лютней. Кто не слышал гимн любви «O sole mio» или гимн жизни «Santa Lucia» , или гимн фуникулёру «Funiculi Funicula» , который несет влюбленных на вершину Везувия? Их простота только кажущаяся: при исполнении выявится не только уровень искусности певца, но и богатство его души.

Золотой век жанра начался в середине XIX столетия. А сегодня в Неаполе – музыкальной столице Италии, проводится фестиваль-конкурс лирической песни Пьедигротта (Festa di Piedigrotta).

Еще один узнаваемый бренд относится к северному региону Венето. Венецианская песня на воде или баркарола (barca переводится как «лодка»), исполняется в неспешном темпе. Музыкальный размер 6/8 и фактура аккомпанемента обычно передают покачивание на волнах, а красивому исполнению мелодии вторят удары вёсел, легко входящие в воду.

Народные танцы Италии

Танцевальная культура Италии развивалась в жанрах бытового, постановочного танца и морески (мориски). Морески танцевали арабы (которых так и называли – в переводе это слово означает «маленькие мавры»), принявшие христианство и поселившиеся на Апеннинах после депортации из Испании. Постановочными назывались танцы, которые специально ставились к праздникам. А самым распространенным был жанр бытовых или социальных танцев.

Зарождение жанров относят к средним векам, а их оформление – к XV столетию, началу Ренессанса. Эта эпоха привнесла изящество и грациозность в грубоватые и веселые народные итальянские танцы. Быстрые простые и ритмичные движения с переходами к легким прыжкам, подъемы с полной стопы на носок (как символ духовного развития от земного к божественному), жизнерадостный характер музыкального сопровождения – вот характерные черты этих танцев.

Веселая энергичная гальярда исполнялась парами или индивидуальными танцорами. В лексике танца – основное пятишаговое движение, много прыжков, скачков. Со временем темп танца стал медленнее.

Родина еще одного старинного танца бергамаска (баргамаска) находится в городе и провинции Бергамо (Ломбардия, северная область Италии). Этот крестьянский танец полюбили жители Германии, Франции, Англии. Весёлая живая и ритмичная музыка с четырёхдольным размером, энергичные движения покорили людей всех сословий. Танец упомянул У. Шекспир в комедии «Сон в летнюю ночь».

Тарантелла – самый известный из народных танцев. Им особенно увлекались в южноитальянских областях Калабрии и Сицилии. А название происходит от города Таранто (область Апулия). Город дал название и ядовитым паукам – тарантулам, от действия укуса которых якобы спасало долгое, до изнеможения, исполнение тарантеллы.

Простой повторяющийся мотив сопровождения на триолях, живой характер музыки и особый рисунок движений с резким изменением направления отличают этот танец, исполняемый парами, реже – соло. Увлечение танцем превозмогло гонения на него: кардинал Барберини разрешил исполнять его при дворе.

Некоторые из народных танцев быстро завоевали всю Европу и даже пришлись ко двору европейских монархов. Гальярду, например, обожала властительница Англии Елизавета I и на протяжении всей жизни танцевала её в свое удовольствие. А бергамаска поднимала настроение Людовику XIII и его придворным.

Жанры и мелодии многих танцев продолжили свою жизнь в инструментальной музыке.

Музыкальные инструменты

Для аккомпанемента использовались волынки, свирели, губные и обычные гармошки, струнные щипковые инструменты – гитары, скрипки и мандолины.

Скрипка же среди других народных музыкальных инструментов Италии стала одним из любимейших. И была доведена до совершенства итальянскими мастерами из семейств Амати, Гварнери и Страдивари в XVII – первой четверти XVIII веков.

В XVII столетии бродячие артисты, чтобы не утруждаться музицированием, стали использовать шарманку – механический духовой инструмент, который воспроизводил 6–8 записанных излюбленных произведений. Оставалось только крутить ручку и перевозить или переносить её по улицам. Первоначально же шарманка была изобретена итальянцем Барбьери для обучения певчих птиц, но со временем стала услаждать слух горожан и за пределами Италии.

Танцоры часто помогали себе выбивать четкий ритм тарантеллы с помощью тамбурина – разновидности бубна, попавшего на Апеннины из Прованса. Часто исполнители использовали флейту вместе с тамбурином.

Такое жанровое, а также мелодическое разнообразие, талант и музыкальное богатство итальянского народа обеспечили не только взлёт академической, особенно оперной, и эстрадной музыки Италии, но и с успехом заимствовалось композиторами других стран.

Лучшую оценку народному искусству дал русский композитор М.И. Глинка, который как-то сказал, что настоящим создателем музыки является народ, а композитор исполняет роль аранжировщика.

В Русском Доме в Риме (Италия) открылась выставка «Сергей Рахманинов: «Я – русский композитор», организованная Российским национальным музеем музыки и приуроченная к 150-летнему юбилею великого русского композитора, в день 111-й годовщины основания Музея музыки.

«Мы бесконечно счастливы стать первой зарубежной площадкой, на которой представлена эта выставка», – рассказала директор Русского Дома в Риме Дария Пушкова.

«Италия, наверное, единственная страна в Европейском союзе, где отказываются отменять русскую культуру: ее здесь любят и ценят. И полные залы Русского дома на каждом мероприятии являются тому ярким подтверждением», – подчеркнула она.

«Мы провели ряд переговоров с итальянскими культурными организациями, и, видя их интерес, я думаю, в будущем мы смогли бы продолжить говорить о выдающихся музыкантах и культуре, которая связывает Россию и Италию. В день рождения Рахманинова в 40 регионах России откроются выставки нашего музея, посвященные композитору», – прокомментировал генеральный директор Музея музыки заслуженный деятель искусств РФ Михаил Брызгалов.

«Рахманинов часто звучит в концертных залах Италии, у меня есть коллекция его дисков. Наша культурная ассоциация в регионе Абруццо планирует посвятить композитору серию мероприятий этой осенью», – добавил вице-президент культурной ассоциации «Аквила – это мы» Альфредо Раньери Монтуори.

На открытии выставки выступили лауреаты всероссийских и международных конкурсов из Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского – выпускница Наталья Морозова и доцент кафедры камерного ансамбля и струнного квартета Виталий Юницкий, которые исполнили «Фантазию» и «Симфонические танцы» Сергея Рахманинова, а также другие сочинения, сообщается на сайте Министерства культуры РФ.

Выставка создана при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и базируется на материалах богатейшего творческого архива Рахманинова, переданного родственниками и близкими друзьями композитора в разное время в фонды Российского национального музея музыки.

Сергей Васильевич Рахманинов – русский композитор, пианист и дирижер, родился 20 марта 1873 в Новгородской губернии. Рахманинов синтезировал в своем творчестве принципы петербургской и московской композиторских школ (а также традиции западноевропейской музыки) и создал свой оригинальный стиль. Творческий облик Рахманинова-композитора часто определяют словами «самый русский композитор». В этой краткой и неполной характеристике выражены как объективные качества стиля Рахманинова, так и место его наследия в исторической перспективе мировой музыки. Именно творчество Рахманинова выступило тем синтезирующим знаменателем, который объединил и сплавил творческие принципы московской (Петр Чайковский) и петербургской композиторских школ в единый и цельный русский стиль.

Ранее сообщалось, что к участию в первом туре Международного юношеского конкурса пианистов имени Сергей Рахманинова приглашены пятнадцать пианистов из России, Колумбии, Китая, Вьетнама и Белоруссии.

Кроме того, Министр культуры Ольга Любимова отметила, что Россия, как и всегда, остается открытой для международного сотрудничества в сфере культуры.