Щепная птица — резное деревянное изделие с тонким волнистым оперением крыльев.
Оперение и хвост этих птиц вырезались из расщепленной сосны, отчего птицы и назывались«щепными».«Характер» птицы зависит от «земной» жизни дерева: от условий произрастания сосны, количества солнечных дней в году.
Годовые кольца образуют текстуру птицы, неповторимый узор ее крыльев. По поверьям щепная птица приносит многие блага в дом. Кроме того, эта птица — символ солнца. Раньше такие птицы висели почти в каждом доме крестьянина в красном углу, над обеденным столом, напротив русской печи или над детской колыбелью.
РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ
Резьбой украшали элементы жилища – подзоры, оконные наличники, убранства крылец, перегородки и двери в интерьере избы, мебель, дуги, сани, посуду и другие предметы быта. Но нигде так не проявилось художественное творчество русского крестьянина, как в украшении русской прялки: «прялица», «прялица-кокорица» – так ее ласково называют на севере.
Резные прялки широко были распространены в Поморье и Каргополье. Для изготовления прялок на Севере нередко срубали целое дерево (ель или сосну): из ствола вырубали ножку с лопасткой, а из горизонтального ответвления — сиденье-донце. В ее художественное оформление вкладывалось много душевного тепла.
ТРАДИЦИОННЫЕ РОСПИСИ
В северном краю всегда активно развивалось искусство росписи по дереву.
Северно-русские крестьянские росписи – один из самых молодых видов народного искусства. Основные образы и мотивы народной живописи Русского Севера встречаются, главным образом, в росписях жилых домов и на предметах быта.
Но нигде так не проявилось художественное творчество русского крестьянина, как в украшении русской прялки: «прялица», «прялица-кокорица» – так ее ласково называют на севере.
СЕВЕРНЫЕ ПРЯЛКИ
ДОМОВые РОСПИСи
МЕЗЕНСКАЯ РОСПИСЬ
Круг (солнце) часто является основным мотивом узора. Порой в центре круга помещался цветок с шестью или восемью лепестками.
Мотив круга (иногда ромба или шестигранника) с лучистым или цветочным обрамлением хорошо известен по росписям Севера. Геометрические знаки, игравшие существенную роль в композиции, несли, по-видимому, определенную смысловую нагрузку.
Археологические материалы подсказывают, например, значение, фигуры ромба как символа плодородия: судя по его месту в различных композициях, он мог означать землю, растение и женщину одновременно.
РОСПИСИ ГРАФИЧЕСКИЕ И ЖИВОПИСНЫЕ
Графические росписи связаны с древнерусским искусством переписи и оформления книг, иконописью, русским рисовальным лубком. В графических росписях значительную роль играла линия — контур орнамента, она четко обрисовывала изображения, выводила на светлом фоне черным или коричневым цветом.
Свободно-кистевые (живописные) росписи широкое распространение получили несколько позже, во второй половине XVIII века. Их объединяет, помимо общей техники, практически один мотив — различные варианты цветов, наносившихся масляными красками по масляному фону.
ТРАДИЦИОННЫЕ РЕМЁСЛА
Широко развиты на Архангельском Севере художественные промыслы и народные ремесла: резьба по кости, шитье золотом, жемчугом, берестяной промысел, медный промысел, усольская финифть, бондарный промысел, каргопольский гончарный промысел и глиняная игрушка, кузнечное дело, ткачество, вышивка, лоскутное шитьё, узорное вязание, роспись козуль.
В крестьянском доме бытовала кованая медная посуда и утварь. Развит был медный промысел в Сольвычегодском уезде, на Кегострове, на Мезени, где лили церковные колокола по собственным рецептам сплавов, создавая богатую музыкальную палитру северных звонов.
ХОЛМОГОРСКАЯ РЕЗЬБА
КАРГОПОЛЬСКАЯ ИГРУШКА
НАРОДНЫЕ РЕМЁСЛА
КАРГОПОЛЬСКАЯ ИГРУШКА
Каргопольская глиняная игрушка — традиционный промысел, самый узнаваемый и знаменитый бренд города Каргополя. С течением времени менялись методы и способы изготовления и оформления игрушки. Ее формы уходят в глубокую древность, имеют символический смысл и сохраняют оттенок древних верований.
Каргопольская игрушка — это одиночные фигурки, праздники, сценки из деревенской жизни, а также сказочные персонажи: фантастическое существо Полкан, Берегиня, игрушки в виде птиц. Каргопольская глиняная игрушка занимает одно из первых мест среди российских народных промыслов игрушки, благодаря мастерам Ивану Дружинину, династии гончаров-игрушечников Шевелёвых и Ульяне Бабкиной.
ХОЛМОГОРСКАЯ РЕЗЬБА ПО КОСТИ
Более 400 лет живет уникальное искусство холмогорской резьбы по кости. С давних времен северяне добывали в полярных морях тюленей, «рыбий зуб», моржовую кость, собирали по берегам Ледовитого океана ископаемую мамонтовую.
Для нужд косторезов привозили из-за границы дорогую слоновую.
В руках искусных мастеров становилась похожей на благородную простая трубчатая коровья кость (цевка).
Кость обрабатывали (резали) по всему Северу: от Архангельска до Сольвычегодска и Великого Устюга. Однако центром косторезного промысла стали Холмогоры — родина великого Ломоносова.
Главная особенность традиционного прикладного искусства – культура ручного труда. Каждое изделие уникально и неповторимо.
Русский Север всегда славился мастерами. Почти каждый помор умел делать деревянную посуду, или ковать инструменты, или работать на гончарном круге.
Женщины ткали, шили, пекли знаменитые северные козули. В наши дни во многих районах Архангельской области сохраняют и развивают ремесленные традиции предков.
Дерево
Поморье – лесной край, поэтому древесина была и остаётся излюбленным
материалом здешних ремесленников. Из неё делают игрушки, корзины, короба, берестяные туеса. Один из символов Севера – щепная птица , знак счастья и благополучия, свободы и стремления к свету. Птицу делают из
тонких сосновых или еловых пластинок и вешают под потолок, чтобы она «наблюдала» за благополучием в доме.
Краска
Натуральное дерево хорошо выглядит само по себе, но дополнительное очарование ему придаёт красочная роспись. В Архангельской области известно четыре основных вида росписи: Пермогорская, Борецкая, Ракульская и Мезенская. Цветами, ягодами, животными, сценами из крестьянской жизни украшены самые разнообразные деревянные предметы: ложки, щепные птицы, прялки и даже мебель.
Кость
Одно из уникальных северных ремёсел – холмогорская резьба по кости. Северные мастера изготавливают из кости ажурные серьги и брошки, изящные
шкатулки, статуэтки, подсвечники, шахматы, ножи и другие предметы. Многие костяные изделия – это настоящие произведения искусства, украшенные великолепными гравюрами. Это ремесло развивается, в селе Ломоносово открыто косторезное училище .
Глина
Расписные глиняные игрушки из Архангельской области известны по всей России. Самая знаменитая, конечно, каргопольская игрушка, радостная и яркая. Танцующие медведи, довольные коты, весёлые поморские мужики и жонки – каргопольские игрушки всегда содержат в себе весёлый сюжет. Известная каргопольская мастерица Ульяна Бабкина (1888–1977) передала свой опыт молодым мастерам, и ремесло удалось сохранить до наших дней.